Управление гневом
Управление гневом
Так случилось, что наша любимая воспитательница нас покидает. И вот итоги: с первых дней с новой воспитательницей – ежедневно мокрые штаны. Конечно, это бывало и раньше: в июле прошлого года у дочки появилась сестренка, и такое положение дел доставляло множество неудобств.
После разговора с воспитательницей перед прогулкой ребенка сводили в туалет, дочка домой пришла сухая, но она написала уже дома, стоя рядом со мной... Как помочь ребенку, как повысить стрессоустойчивость?
Конечно, попасть к хорошему воспитателю, к которому ребенок идет с удовольствием, – большое везение. Теперь этот воспитатель уходит – все расстроены. Поэтому первое, что необходимо сделать, – это успокоиться самой маме, чтобы иметь ресурс для поддержки дочери. Подумайте, как здорово, что дочь смогла адаптироваться к саду с прекрасным, симпатичным ей педагогом; теперь девочка старше, ей легче пережить смену воспитателя, у нее есть позитивный опыт, на который она может опереться. Дома девочке можно помочь, если отмечать позитивные моменты происходящего сейчас. Например, расспрашивать о новых играх, которые проводит воспитатель, о самом интересном на занятии. Чтобы ощущать себя подкованной в этих вопросах, маме необходимо изучить групповой уголок.
Возможно, «мокрые штаны» – это реакция девочки на стресс. А рождение сестры, как и смена воспитателя, безусловно, стрессовые ситуации, хотя и неравнозначные. Стоит подумать о том, что можно сделать для профилактики ревности. Если есть сбои в режиме, постараться их ликвидировать, выделить старшей дочери в персональное владение немного вашего времени, когда вы будете только с ней и для нее.
В основе стрессоустойчивости лежит умение управлять своими чувствами и эмоциями. Повысить ее у ребенка можно, занимаясь психогимнастикой. Самый простой способ начать занятия – ознакомиться с книгой Маргариты Чистяковой «Психогимнастика», где доступно изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством специальных занятий (этюдов, упражнений и игр).
Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Можно начать, например, с упражнений такого типа:
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА
Гневная гиена
Гиена стоит у пальмы (ее роль сыграет стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю, чтобы съесть ее. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Разъяренная медведица
На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Почему бы с ним не поиграть? Вдруг послышалось громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и влез на него. Медведица не полезла за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица побежала выручать медвежонка из беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Пусть ребенок выразит состояние мимикой и жестикуляцией: сдвинутыми бровями, сморщенным носом, оттопыренными губами, рычанием, дрожью.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии