Разговор о воспитании

Разговор о воспитании
Моя старшая дочь учится во втором классе. Вчера была у неё на родительском собрании. Всё прошло очень бурно. Нет, основная тема не сборы денег на шторы, как, наверное, можно было бы подумать. Учитель говорила о воспитании, о том, что дети невоспитанные: они не здороваются, не считают нужным обращаться к учителю по имени-отчеству, хлопают дверьми перед носом взрослого, не считая нужным ни пропустить того вперёд, ни придержать дверь.
Родители разделились на несколько групп с диаметрально противоположными мнениями. Одни требовали воспитания от школы – это учитель должна была всему перечисленному научить детей, а не жаловаться сейчас родителям.
Другие говорили о том, что школа привыкла оценивать детей, а не учить, вот уже и до воспитанности добрались, и учителя, будем честны, оценивают не учеников, а родителей, говоря: дети невоспитанные – это результат попустительства родителей. По сути, учитель оценивает мам и пап, их воспитательную деятельность, а делать это – руки коротки.
Третьи считали, что всё перечисленное не является показателем воспитанности. Здоровается ребёнок или нет, это ничего не говорит о его воспитании, потому что это показатель его отношения к другому человеку. Ну, не хочет он желать здоровья постороннему человеку – имеет полное право. Он личность, у него есть свои отношения, которые он выражает так или иначе: приветствует, придерживает дверь и другие приятности.
Четвёртые вообще топили за то, что всё это мелочи, на которых не стоит концентрироваться и тратить время. Лучше бы больше думали о математике.
Я поймала себя на том, что отмолчалась на собрании потому, что у меня нет чёткой позиции по этому вопросу. Значит ли это, что я где-то на задворках четвёртой группы, которая не придаёт этим мелочам значения, раз об этом не задумывалась? Муж вообще сказал после моего рассказа, что учителка отрабатывает спущенную сверху методичку, и заморачиваться по этому поводу не стоит. Но меня мысль о воспитании «надо – не надо…» не отпускает.
Могу ошибаться, но всё же позволю себе предположить, что знаю цель, с которой учитель подняла эту тему на родительском собрании: объединить усилия семьи и школы в воспитательном процессе. Но где-то что-то не докрутила, и возникли разночтения и разногласия.
В идеале семья и школа – партнёры в образовательном процессе каждого отдельно взятого ребёнка. Образовательный процесс состоит из обучения и воспитания. Не исключено, что ваш муж прав, и в Год семьи есть отдельное распоряжение о проведении тематических родительских собраний. Что становится источником поднятия этой темы, по большому счёту не так важно, как содержание и установление договорённостей о том, как семья и школа в деле воспитания могут помочь ребёнку. Но это в идеале.
А на практике семья и школа оказываются противопоставлены как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Собственно, с последствиями этого противостояния и столкнулись на собрании. Вы выделили несколько позиционных групп, но ни одну из них нельзя назвать конструктивной.
Вот смотрите, первая группа перекидывает ответственность за воспитание школе: вы школа, вы и должны. Вторая подозревает, что школа ставит каждой семье оценку за воспитание, не сотрудничает, а оценивает. Третья группа понимает под воспитанием что-то в значительной степени не общепринятое. Четвёртая не видит в воспитании никакой ценности. Кто из родителей, высказавших свою позицию, хотя бы теоретически мог бы пойти на воспитательное сотрудничество со школой? Судя по всему, никто. Поэтому и не конструктивно.
Может быть, даже и хорошо, что вы, прислушавшись к себе, не обнаружили чёткой позиции. И задумались в её поисках. Это означает, что у вас есть возможность выработать свою позицию конструктивного воспитательного сотрудничества со школой. Для этого в первую очередь необходимо определить для себя, что значит быть воспитанным применительно к своему ребёнку. А затем подумать о том, что в реализации этого способна дать школа, и в каком соотношении это может находиться с усилиями семьи. Так и может родиться конструктивный диалог с учителем и другими родителями.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии