«Достала школа»
«Достала школа»
Ребёнок с лета выносит мозг: хочет перейти на домашнее обучение. Спрашиваю: для чего тебе это нужно? Он отвечает, что его достала школа. Учителя постоянно цепляются, делают дурацкие замечания, постоянно шум и гам, даже на уроках, одноклассники – вообще недалёкого ума люди, у него с ними ничего общего нет уже давно, обсуждать, кто сколько выпил на последней вечеринке, ему не интересно… И это седьмой только класс.
Понимаю, что в школе, может быть, находиться неприятно, что одноклассники могут быть не самыми комфортными в общении людьми. Но не представляю, как для семиклассника организовать домашнее обучение без отрыва от собственного производства: для родителей работу никто не отменял, и наша с мужем работа не предполагает даже удалёнки. Чтобы помочь ребёнку разобраться во всех предметах, нужен полный рабочий день и погружённость в учебный процесс. Сам семиклассник (мой семиклассник) совершенно точно этого не сделает. Поэтому я не иду на поводу у ребёнка и отказываю ему в таком переводе. Такое ощущение, что наши отношения накаляются из-за этого, хотя, мне кажется, что это повод, а не причина.
Вопрос мой о том, как корректно объяснить сыну, что он не будет переведён на домашнее обучение до конца девятого класса совершенно точно, так, чтобы это было понятно и не обидно.
Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что стоит за запросом ребёнка. Учитывая ваше описание и ощущение того, что слова обозначают повод, а не причину, можно предположить несколько вариантов:
1. Подросток устал от шума школы и хочет в тиши и спокойствии грызть гранит науки. Школа ему только мешает погружаться на достаточную глубину.
2. У подростка возникли серьёзные сложности с социализацией: ему не удаётся выстроить конструктивные взаимоотношения ни со сверстниками, ни с педагогами. У него не сложилось дружеских отношений с одноклассниками, поэтому ему тяжело даётся пребывание в школьном коллективе. Уйти на домашнее обучение – это избежать на некоторое время испытаний социализации.
3. Вариант, что подросток таким образом, декларируя желание учиться дома, планирует счастливо избежать процесса обучения на практике, тоже не исключён.
Если предположить вариант первый, то может помочь разговор об испытательном сроке, когда вы оговариваете различные условия реализации академической самостоятельности и определяете период, на который можете отпустить ребёнка в такое относительно свободное плавание пока с сохранением школьного посещения. По окончании оговорённого периода анализируете полученные результаты и делаете выводы совместно с сыном. Довольно быстро станет понятно, может ли ребёнок учиться самостоятельно или нет. Вам это понятно уже сейчас. Это должен понять и он. Когда такое понимание будет достигнуто вашим семиклассником, то обсуждать, почему вы не согласны с домашним форматом обучения, не придётся.
Второй вариант предполагает длительную и глубокую работу сначала по диагностике происходящего: где произошёл сбой и почему. Затем планирование: что делать, с кем и как именно дружить, чтобы восприятие школы начало меняться. Семиклассники, если уже говорить совсем начистоту, в массе своей в школу ходят не учиться, а общаться. Ваш семиклассник не таков, что-то ему помешало выработать такое восприятие школьного коллектива, надо разобраться с тем, как туда снова вписаться. Здесь помощь психолога и некоторое количество индивидуальных или групповых занятий может быть нелишним.
Третий вариант для обсуждения, наверное, субъективно самый неприятный. Неприятно предполагать, что собственный ребёнок может вот так относиться к своему образованию… Однако, с другой стороны, здесь границу можно провести довольно чётко: Конституцией гарантировано обязательное девятилетнее образование, которое необходимо получить в школе. Поэтому я как родитель обязан обеспечить такую возможность. Когда ты будешь сидеть дома, а я на работе, то не смогу тебе этого обеспечить, не выполню свой родительский долг. На это я пойти не могу.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии