День – в саду, неделю – болеем
День – в саду, неделю – болеем
Дочке сейчас 4 года. Она чувствительная, не любит громких криков. Фантазёрка: всё время что-то выдумывает. Раньше, бывало, увидит что-то в пустом углу и может сильно испугаться, даже боялась в помещение потом заходить, общалась с невидимыми собеседниками. Сейчас такого уже нет, но чувствительность осталась.
У нас возникли сложности с посещением детского сада. Дочка в прошлом году ходила в ясли, с переменным успехом, периодически болела. В какой-то момент, весной, начала заикаться. Невролог прописал успокаивающие препараты, и за пару недель всё прошло. Летом в сад не ходили, а с началом учебного года нас перевели в новую группу, старшего возраста, хотя все наши друзья остались в младшей группе.
Первые недели две дочь отходила туда хоть и с неохотой, но не плакала, нормально. Потом заболела на две недели ОРЗ. После выздоровления несколько дней отходили в сад – и опять ОРЗ. Сели дома. Выписались. Пришли в группу и началось: что ни день, то расстройство желудка, рвота. Оставляю дома, наблюдаю пару дней – всё налаживается. Возвращаемся в детсад – её выводят с циститом. Идём к врачу, сдаем анализы – воспалительного процесса нет, но лечимся. Через две недели выписывают в сад. И вот опять: стошнило, расстроился животик. Вчера утром не хотела меня отпускать, сильно плакала, после обеда начала часто ходить по-маленькому. Говорит, что потерпеть никак не может. Хотя вечером, забирая её из сада, вижу, что дочь довольная: рассказывает, как провела день, что было интересного.
Не думаю, что она выдумывает болезни, обманывает. Хотя кто знает... У меня возникают мысли, что это реакция психологическая. Может ли организм при стрессе вот так реагировать? Что нам делать? При любом сбое сидеть дома или всё-таки ходить в детский сад, постепенно привыкать, не обращая внимание на недомогание?
К сожалению, организм так реагировать может. Механизм примерно таков. Ребёнок за вечер пребывания дома не успевает восстановиться. Тем более что дома всё немного иначе: мама тоже переживает период адаптации к новым для себя условиям на работе, поэтому может быть взвинчена, думает о рабочих моментах, а не о дочери, утомлена тем, что домашние дела, которые раньше делались в течение дня, необходимо сделать за пару часов вечером. Ситуация чудесным образом меняется, когда ребёнок заболевает. Конечно, первые дни, если, например, держится высокая температура, тяжело, зато потом пару недель, пока врач не выпишет в садик, можно наслаждаться жизнью в привычном режиме. Однако не стоит винить девочку в сознательном манипулировании собственным здоровьем. Необходимо обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.
К тому же у каждого имеется определённый набор бактерий, которые мы получаем в своей семье, постоянно обмениваясь ими с родственниками. Однако люди болеют такими инфекциями только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А её активность напрямую, особенно у дошкольников и младших школьников, зависит от эмоционального состояния. Следовательно, стоит малышу поплакать – и его и без того несовершенный иммунитет ослабевает.
Если ребёнок всё-таки заболевает, важно давать ему ровно столько внимания, сколько требуется для облегчения страдания, но не более того. Также стоит позаботиться о том, чтобы болеть было скучно и неинтересно, а когда малыш начинает выздоравливать, у него должны появиться обязанности. К ним можно отнести, например, необходимость занимать себя самому, потому что у родителей тоже есть свои обязательства и рабочие дела.
Проиллюстрирую сказанное конкретными фразами: «Мороженого, само собой разумеется, болеющему человеку нельзя, да и сладостей надо поменьше, чем обычно, ведь организму, чтобы поправиться быстрее, нужно здоровое питание»; «Нет, поиграть с тобой не могу, потому что нужно выполнить работу. Обычно я её делаю, пока ты занимаешься в саду, но сейчас ты приболела, а мою работу никто не отменял»; «Тебе нужно тихонько поиграть в комнате, когда я работаю, пока не зазвенит будильник»; «Раз ты уже можешь вставать, давай выполним логопедическое задание. Давай выполним несколько заданий, ведь других занятий у тебя пока нет».
При таком раскладе ребёнок довольно быстро осознаёт, что болеть гораздо скучнее, чем ходить в детский сад, и в том, чтобы быть здоровым, есть свои преимущества. Он начинает стремиться к сохранению здоровья, а не к ежедневной проверке горла: не покраснело ли оно…
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии