Без уважительной причины
Без уважительной причины
На днях ребёнок устроил мне буквально истерику по поводу школы. Не хотел туда идти, говорил, что одноклассники легко пропускают целые дни, если им этого хочется, достаточно сослаться на то, что у тебя болит голова или что тебя тошнит… А кому-то и вовсе достаточно сказать, что устал или даже не хочется сегодня никуда выходить – и родители оставляют дома. Когда звонит классная, ей отвечают, что ребёнок приболел и сегодня пропустит уроки. И вообще, резюмировал сын, в школу можно до трёх дней не ходить без всякой справки, все этим пользуются, кроме него.
Не считаю, что небо упадёт на землю, если ребёнок день не побудет на занятиях. Я в детстве занималась биатлоном, часто ездила на соревнования, пропускала уроки – и ничего, как-то школу окончила и образование получила. Но сыну не позволяю прогуливать без причины, потому что опасаюсь размыть границы допустимого и снизить уровень дисциплины. У шестиклассника своего понимания смысла обучения немного, поэтому задача взрослого – дисциплинировать. Написала двум своим приятельницам с детьми-ровесниками, обе ответили, что я зря заморачиваюсь непонятно чем. Ничего страшного не случится, если ребёнок иногда останется дома. И на отношения с ним это хорошо влияет, он чувствует, что мама на его стороне. А школа давно уже не на стороне детей, решает свои административные задачи. Если ребёнок несколько дней в четверти не покрутится в её центрифуге – ничего страшного.
Вот теперь думаю: может быть, сын и прав, а я по своему спортивному прошлому гонюсь за какой-то мифической дисциплиной и порчу отношения с ним. Истерика, с которой я начала, впечатлила меня, столько неприязни к школе…
Школа – государственный институт, с которым соприкасается каждый человек и семья по закону. Годы назад это соприкосновение можно было назвать более единообразным, чем сейчас, пожалуй. Сегодня родители вовлечены в гораздо большей степени в образовательный процесс своих детей. Кто-то концентрируется на дополнительном образовании, кто-то на войне с педагогами за большую свободу, чем была в родительское время, кто-то способствует академической успешности, кто-то ей мешает.
Разрешать пропускать уроки без уважительной причины, потому что так захотелось ребёнку, а свет клином на учёбе не сошёлся – это всего лишь одно из взаимодействий в отношениях семьи и школы. Смотреть на него можно различным образом в зависимости от того, какие цели и задачи взрослый ставит перед собой, разрешая или запрещая что-либо.
Судя по комментарию ваших знакомых, «разрешение пропустить день в школе улучшает отношения с ребёнком». Цель у этого действия совсем не академическая. Это как разрешить сыну что-то, что ему очень хочется, но не будет полезно: выпить алкоголь, затянуться, лечь спать после полуночи. Действие дарит кратковременную радость, ребёнок в восторге, но создаётся прецедент, к которому затем подросток будет апеллировать: почему на прошлой неделе в среду можно было остаться дома, а теперь нет? Пусть у меня среда будет выходным днём.
Ещё Эрих Фромм говорил о двух разных видах свободы. Свобода «от» говорит скорее о мотивации избегания проблемы, свобода «для» – об осознанном целеполагании человека. Вы приводите пример многочисленных пропусков из-за соревнований, тренировок. Вы были свободны от школы «для» спорта. Для чего освобождается от школы ваш сын? Чтобы делать что? Для чего освобождаются от школы дети ваших знакомых?
Таким образом, получается, если за уклонением от школьных занятий не стоит конкретного осмысленного дела, то разрешение такого уклонения способствует обучению ребёнка избеганию проблем, избеганию осознанного отношения к своей жизни, развитию неумения извлекать пользу из школьного образовательного процесса. Если это то, к чему вы хотите сподвигнуть своего ребёнка, значит этот путь вам подходит.
Конечно, вопрос не может быть поставлен в лоб: если разрешаешь, то усугубляешь «несознанку», запрещаешь – способствуешь осознанности. Просто запретить пропуски школы для развития осознанности недостаточно. Нужно делать много чего ещё: разговаривать с ребёнком, рисовать ему перспективы и последствия тех или иных поступков, работать с его мотивацией. Не предполагать посещение школы свободным мероприятием, не рассматривать школу в целом как факультативное занятие в жизни сына – это лишь первый шаг.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии