Общественная палата – объединяющий орган
Общественная палата – объединяющий орган
В Новосибирской области существует несколько общественных институтов, которые решают определённые задачи. При этом далеко не все жители региона представляют полномочия и возможности этих структур. Например, чем занимается Общественная палата Новосибирской области? Об этом мы поговорили с Михаилом БОЛЬШОВЫМ, который представляет Советский район в Общественной палате НСО.
– Михаил Николаевич, насколько действенна работа Общественной палаты? Не избыточна ли эта структура? У нас ведь есть Совет депутатов Новосибирска, Законодательное собрание Новосибирской области.
– Общественная палата – серьёзная организация, закон о создании которой был подписан в конце 2016 года. Сейчас работает третий созыв, около 75 человек. Эти люди занимаются общественной деятельностью, связанной непосредственно с различными вопросами жизни новосибирцев, развитием гражданского общества, проектами и мероприятиями, которые реализуются в Новосибирской области. Я бы сказал, что это 75 наиболее сильных и авторитетных общественников, которые добились чего-то, сделали что-то хорошее для города и области, и их заметили. Если коротко, задача Общественной палаты – обеспечивать взаимодействие с некоммерческими организациями, органами власти и местного самоуправления с целью реализации интересов граждан, защиты их интересов, обеспечения комфортной жизни на территории.
– Как вы попали в Общественную палату?
– Это довольно интересная история. Честно говоря, не ожидал, что меня туда пригласят. В 2022 году начало СВО сильно изменило жизнь семей моих родственников, друзей, коллег, и я прочувствовал это событие. Наверное, можно было отсидеться, отмолчаться и не участвовать в этом процессе (многие так и делали, особенно поначалу – и чиновники, и политические, общественные деятели). Но беда приходит, не спрашивая к кому. И по моему основному месту работы у одного из сотрудников на СВО отправился 20-летний сын. Он не успел попасть на место службы: в эшелон попала ракета, и почти 200 человек погибли. Мы ощутили боль нашего сотрудника, прониклись происходящим и решили адресно помогать ребятам на СВО. Покупали инкассаторские «Газели» (а они бронированные), восстанавливали и отправляли на спецоперацию. Обходилась каждая машина в пределах 700 тысяч рублей, и это не известно, на какой срок: там она может просуществовать от одного дня до нескольких месяцев. Машины гоняли своим ходом в Донецк, загружая их ещё и гуманитарной помощью. На первой «Газели» написали фамилию погибшего бойца. На этом автомобиле вывозили раненых. Буквально через несколько дней в лобовое стекло попал большой осколок – около 50 сантиметров, и только благодаря бронированному стеклу парни остались живы.
За полгода мы отправили в Донбасс шесть машин. Вокруг этого дела сплотилось много людей. Судьба машин, о которых мы узнавали, была похожей: техника уничтожена дронами при разных обстоятельствах, а наши бойцы – самое главное – остались живы. Мы прочувствовали в сравнении, что дороже – деньги или человеческая жизнь. Думаю, если бы люди близко с этим сталкивались, понимали, что там на самом деле происходит, то помогающих было бы намного больше. Но единства среди россиян нет. Кто-то уехал из России, кто-то остался, но не хочет принимать ситуацию, заявляя, что он против СВО. А кто-то старается изо всех сил, чтобы как можно больше наших бойцов вернулись оттуда живыми. Это чьи-то сыновья, отцы, братья...
Такова предыстория. Об Общественной палате я тогда не думал, просто делал то, что считал важным. Пойти служить по состоянию здоровья не могу, поэтому помогал тем, чем мог. Эту деятельность заметили, и меня пригласили в Общественную палату. Там проводился конкурс среди общественников, я сдал документы. И мою кандидатуру утвердили губернатор и председатель Законодательного собрания НСО.
– Какие наиболее известные в Новосибирске инициативы исходили от Общественной палаты?
– Предложение об отмене выборов мэра внесла Общественная палата. Во-первых, колоссальные средства тратятся на выборы, во-вторых, если избранный человек не смог эффективно работать, можно назначить другого, не дожидаясь истечения 5-летнего срока. Удобно иметь рычаг увольнения мэра: делаешь плохо, не умеешь работать – до свидания. С другой стороны, если мэр – назначаемая должность, то ответственность в большей части несут губернатор и правительство области.
В целом Общественная палата является хорошим инструментом контроля за выборами. На всех участках работают наблюдатели, следят, чтобы не было нарушений, чрезвычайных ситуаций, всё проходило легитимно и честно. Некоторые говорят, что у нас выборы нечестные. Это не так. Просто на выборы нужно ходить. Если вы не ходите, то будете думать о них всё что угодно. А если пришли на участок, взяли бюллетень и расписались в журнале, вы исключили все варианты каких-то подтасовок.
– По каким вопросам к вам обращаются жители?
– Вопросы разные. Иногда люди просто не знают, куда обратиться, и находят меня. Один из последних случаев – отключение горячей воды в жилом районе Кирово. Там при выполнении своих работ Бердское ДРСУ повредило трубу. Чтобы её не ремонтировать, просто перекрыли вентиль и яму закопали. Я приехал на место и после общения с жителями обратился в прокуратуру. Было выдано предписание, на которое последовала оперативная реакция.
Часто меня приглашают на мероприятия в учреждения культуры, молодёжной политики. Со многими коллективами установились партнёрские отношения. Нравится вместе с людьми радоваться важным для них событиям, отмечать праздники, в чём-то помогать. Негативно отношусь к случаям, когда чиновники приходят на мероприятия, их с почётом усаживают на первый ряд, а они, едва выступив, уходят из зала. Занятость человека можно понять, но такое отношение не вызывает уважения.
– Можно немного о личном? Какое у вас образование, чем занимаетесь? Ведь член Общественной палаты – это неоплачиваемая должность.
– Я очень благодарен системе образования. Школу окончил на год раньше своих одноклассников, в техникуме отучился на бухгалтера. Окончил НГТУ, позже педагогический университет. Порой от молодёжи приходится слышать: высшее образование ничего не даёт. Скажу так: может, какие-то знания и не имеют прикладного значения, но в институте учат думать и находить выход из любой ситуации. Работаю я сейчас заместителем директора в Институте политики и технологий. Есть ещё многолетняя история собственного бизнеса – транспортного предприятия по пассажирским перевозкам. Очень интересный опыт.
– Как вас найти, если понадобится ваша помощь?
– Хотя у меня нет офиса, своего места для личных приёмов, но есть сайт, страница в соцсети «ВКонтакте». Можно написать свои вопросы, я обязательно отвечу. Также членам Общественной палаты разрешено посещать мероприятия, работать на площадках Ресурсных центров. Готов рассматривать любые предложения, если они на пользу людям.
Татьяна ОСИПОВА
Фото предоставил Михаил Большов
Комментарии