«В шорт-треке – как в шахматах»
«В шорт-треке – как в шахматах»
В этом году в финале Кубка России по шорт-треку олимпийский чемпион Семён Елистратов выиграл два золота и победил в многоборье.
– Автографы у вас часто просят?
– Нет. Шорт-трек не тот вид спорта, где лучших все знают в лицо. Если я не назову своё имя человеку, тот сможет сказать только: «Вы очень на кого-то похожи, не могу вспомнить! Мы с вами нигде не виделись?» (улыбается).
– Вы сейчас кого тренируете – юношей или девушек?
– Вообще не тренирую. Я действующий спортсмен. Однако ко мне периодически подходят родители и просят взять ребёнка в спорт. Всегда отказываюсь. Потому что тренер и спортсмен – разные люди. Несмотря на свой статус, титулы, я эти два понятия хорошо разделяю.
У меня один тренер с детства – Андрей Иванович Максимов. Выполняю все его указания. Не было такого, чтобы я сказал: «Ну нет, этого делать не буду!» Потому что сразу услышу: «Ну тогда собирай вещи – и до свидания!» (улыбается). Если кто-то скажет, что два десятилетия в спорте прошли в идеальных отношениях с тренером – вас нагло обманывают! Разногласия, недопонимания случаются. Но это – жизнь. Для меня тренер как член семьи. Моменты притирания друг к другу неизбежны.
– Мне кажется, тренер чемпионов должен быть жестковат…
– Конечно! Большой тренер всегда отчасти диктатор. До сих пор слово Андрея Ивановича для меня закон.
– Но ведь бывает так, что тебя просто покидают силы, и ты не можешь выполнить указание тренера в точности!
– Видите ли, большой спорт – это не всегда про очень крепкое здоровье. Он про рекорды: «Быстрее, выше, сильнее!» Очень важно постоянно быть в полном доверии с тренером. Хочешь быть чемпионом – должен чем-то жертвовать. Мои показатели лактата в крови – 22-25 миллимоль на литр. У обычного человека – максимум полтора, при моих показателях закисления крови он просто умрёт. А мы, спортсмены, работаем. На катке в раздевалках и коридорах всегда стоят велотренажёры – раскатывать лактат. Такова специфика нашего вида спорта.
– Шорт-трек – для самых ловких или самых хитрых?
– Для умеющих чувствовать бегущих рядом. Для тех, кто может ощущать, как складывается забег. Это качество тяжело наработать. Оно сродни животному инстинкту.
Двух Пикассо, двух Чайковских не может быть, правильно? То же самое и в шорт-треке. Чувствовать людей – дар природы, это от мамы с папой. У кого эта способность не заглушена в раннем детстве, тот и становится спортсменом-победителем.
Советуемся с тренером перед стартом, какую тактику избрать. Всегда есть запасной план, и не один. У нас, как в шахматах – постоянные перестроения. Самое главное в гонке – не суетиться, быть максимально хладнокровным и не торопиться без надобности. Каждый обгон тщательно готовлю.
Мне скоро 34. И я так много тренируюсь, что каждое соревнование для меня – отдых! Потому что примерно за 5 дней до стартов объёмы нагрузок падают. Так что выступления приятны ещё и поэтому.
– Дальше – мысли об уходе из спорта, постепенном или окончательном. Разве не так?
– Быть олимпийским чемпионом, выигрывать другие медали – это не главное в жизни. С одной стороны, конечно, легко так говорить, уже выиграв золото на Олимпиаде (улыбается). Но с другой, спортсмен – это путь. От соревнования к соревнованию. На пьедестале с медалью на шее стоишь и радуешься всего несколько минут. Но если ты цельный, если нормально воспитан, хочешь развиваться, то убирай медаль подальше и иди тренироваться. Иначе в лучшем случае останешься на том же уровне, а спортсмену нужно прогрессировать. В худшем – начнёшь говорить, что тренер виноват в твоих неудачах, а обслуживающий персонал ничего не понимает в шорт-треке.
У меня четыре Олимпиады за спиной. Выигрывал медали на трёх. Но мне дороже не одна из них, а весь путь спортсмена.
– Простите, а ветерану шорт-трека – сколько лет: 50, 60?
– Потихоньку подбираюсь к ветеранскому возрасту (улыбается). При этом хочу отметить: редко кто из профессионалов шорт-трека доходит до выступлений в 33-34 года – и борется, и выигрывает! Мне сильно повезло в детстве с тренером. Он мне постоянно твердил: «Семён, не торопись: всему своё время». И я спокойно созрел, спокойно перешёл из юниоров в мужчины, нагрузки росли постепенно.
Не загадываю, сколько ещё буду бегать. Очень хочется выступить на Олимпиаде-2026, говорю об этом открыто. Другое дело, на каких условиях россияне будут допущены к этим стартам. Но этого никто не знает. А пока каждый год так: сезон заканчивается в марте, садимся с тренером обсуждать, идём ли в новый сезон, когда начинать подготовку. Рабочие моменты.
– Для спортсмена золото Олимпиады – практически предел мечтаний. У вас оно есть, и о чём теперь мечтать?
– Был очень важный момент на Играх в Сочи. На пьедестале почёта после гонки на 1000 метров стояли трое. На высшей ступени – Виктор Ан, рядом Владимир Григорьев и спортсмен из Нидерландов Шинки Кнегт. А я стою в стороне – и слёзы текут, как у ребёнка. И спрашиваю себя: почему же тебя сейчас нет на пьедестале?! С тех пор все вопросы о результатах выступлений адресую только одному человеку – самому себе. Это очень сильно помогает расти как спортсмену. Я получил очень хороший пинок под зад! И буквально на следующий год уже выиграл чемпионат мира, общий зачёт этапа Кубка мира, стал лидером сборной России по шорт-треку. То есть как только начинаешь разговаривать с самим собой, а не искать вокруг виноватых, твоя жизнь начинает меняться удивительным образом.
Целеустремлённость – это не единственная составляющая спортсмена. У меня в раздевалке всегда порядок. То же самое дома. Нравится, когда всё под углом 90 градусов. Спорт учит ставить цель и к ней идти. Ты понимаешь, что такое дисциплина, режим, терпение.
– Что является для вас примером спортивного подвига?
– (после паузы) Ценю, когда спортсмен сосредоточен на своём деле, а не высказывается на тему, в которой не разбирается. Выигрыш десяти олимпийских медалей, безусловно, серьёзное достижение. А подвиг – остаться при этом верным спорту. И не почивать на лаврах.
Если ты сломал ногу за месяц до Олимпиады и сумел восстановиться, конечно, это вызывает большое уважение. Наш прославленный борец Сан Саныч Карелин выиграл чемпионат мира со сломанными рёбрами. Снимаю шляпу! Вызывают восхищение результаты Фелпса. У него в плавании одних только золотых олимпийских медалей – 23.
В шорт-треке главный кумир – Максимов Андрей Иванович, мой тренер. Далее Чарльз Хэмилин – он даёт всем понять, что можно бегать быстро в любом возрасте. В 35 выиграл чемпионат мира, через год стал олимпийским чемпионом.
– На вашей автограф-сессии услышал, как молодая мама говорит сыну: «Ну, что, убедился, что чемпионы такие же люди, как и все?» Но ведь есть и то, благодаря чему спортсмены поднимаются на пьедестал?
– Я не сверхчеловек, это очевидно. Успех в спорте приносит одержимость. Когда ты монотонно, изо дня в день делаешь свою работу и веришь в результат.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива С. Елистратова
Комментарии