Главный миф кризиса трёх лет
Главный миф кризиса трёх лет
Моей дочери три с половиной. Я читала, что три года – переходный возраст, время формирования личности: дети обычно не слушаются и всё делают по-своему. Но если ребёнка легко уговорить на что-либо (не исключаю, что мне так только кажется, т.к. часто уступаю дочери) – это что? Поясню суть своих опасений. Читала опять же, что если ребёнок в три года не скандалит, то в подростковом возрасте всем мало не покажется! Этого и боюсь.
С самого младенчества дочь довольно уравновешенная и жизнерадостная. Редко плакала, слово «нельзя» понимает: нельзя значит нельзя (насколько знаю, многие дети воспринимают это слово по-другому, с точностью до наоборот). Сама всегда засыпала, с года – самостоятельно в своей комнате. Также с младенчества установила себе режим, когда кушать, когда спать. Всё отлично. Пока.
Давайте начнём с основного вашего опасения: гладкий период трёх лет даёт бурный подростковый кризис. Это миф.
Если ребёнок учится самостоятельности и целеполаганию мирным путём, ему не обязательно бузить. Так что самое главное – это достижения возраста. Просто обычно эти достижения сопровождаются шероховатостями. В вашем случае они минимальны. Если родители ощущают растущую самостоятельность чада, его ответственность за выполняемые дела, если ребёнок отчётливо выделяет себя из семьи или детского коллектива (это Я, это моё, я за это отвечаю...), значит всё в порядке, и беспокоиться не стоит.
Например, трёхлетка считает, что сам может вымыть пол в своей комнате. Он декларирует своё умение и право его реализовать. Но маме, взрослой женщине, понятно, что ей сначала надо создать условия для реализации ребёнком своего права и умения вымыть пол, а потом сделать так, чтобы качество мытья было приемлемым. Это отнимает много времени и сил. Гораздо проще всё изначально сделать самой. Вот здесь и возникает конфликт. Ребёнок говорит: «Я хочу мыть, я сам!» А мама отвечает: «Нет, мал ещё!» Слёзы, крики, скандал… Не только по поводу мытья пола, по многим поводам.
Кризис не протекает бурно, если ребёнку создаются условия для реализации желаний и возможностей. Уступать малышу в каких-то вопросах – не обязательно идти у него на поводу. Довольно часто это значит способствовать формированию психологической взрослости и отдельности маленького человека.
Попробуем кратко описать то важнейшее, что приобретается в результате кризиса трёх лет: вслед за исследователем детской психологии М. Лисиной назовём это гордостью за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношение к действительности, к взрослому как к образцу. А также отношение к себе, опосредованное собственными достижениями. Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем: во-первых, ребёнок начинает стремиться к достижению результата своей деятельности – настойчиво, целенаправленно, невзирая на встречающиеся сложности и неудачи. Во-вторых, появляется желание продемонстрировать успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют ценность. В-третьих, в этом возрасте появляется обострённое чувство собственного достоинства: повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими важными в жизни малыша людьми.
Острота переживания возрастного кризиса может быть обусловлена множеством факторов: генетикой ребёнка, особенностями воспитания и отношений в семье, проработанностью и взрослостью самих родителей, но вовсе не тем, насколько бурно протекал предыдущий возрастной кризис.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта blog.sunschool.ru
Комментарии