Олег Рой: «Идти вперёд!»
Олег Рой: «Идти вперёд!»
Олег Рой родился в 1965 году в Магнитогорске. Автор более 70 романов, член правления Ассоциации анимационного кино, сопредседатель координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, член Художественного совета Минобороны РФ.
– На фестивале «Красная площадь» в июне вы представили военные романы «Неотправленные письма», «Тени Донбасса» и «Сашка Вагнер». Как они рождались?
– В апреле 2022 года я впервые поехал на Донбасс, в окопы. Услышал там от ребят много такого, что просилось на бумагу. Сейчас у нас полстраны делает вид, что спецоперация их не касается. Я в свою очередь считаю, что нужно рассказывать о текущем моменте. Если дети не будут читать нашу правду, они найдут чужую ложь о том, что происходило и происходит на линии боевого соприкосновения. Мне повезло встретиться с издательством «Вече», оно выпустило три моих книги. Реакция последовала незамедлительно: после издания первого же романа уже через два месяца из магазинов Европы исчезли все мои тексты, а в России некоторые коллеги стали считать меня нерукопожатным. Но я не страдаю от этого.
– Вы закончили недавно рассказ «Сто метров». О чём он?
– Нашим ребятам предстояло взять опорный пункт. Они ползли стометровку до него 11 часов! Уцелел каждый пятый, приказ был выполнен. После чего наши удерживали позиции ещё 11 часов, ожидая подкрепления. В результате выжил только один солдат. И он, видя, как нацисты идут в атаку, вызвал огонь на себя. Его засыпало землёй после обстрела. Через двое суток он сумел вылезти и пополз к своим, обратно эти сто метров. Потерял полноги, но всё равно полз. Так он спасся. Этот рассказ стал главой нового романа. Я послал черновик другу из Тверской области Сергею Русских (позывной «Север»), и тот за полчаса написал песню «Сто метров».
– Вы поддерживаете традиционные ценности, семейные отношения в своих делах, книгах. Но молодёжь сегодня не спешит создавать семьи, рожать детей. Как вернуть доверие к институту семьи и сделать его приоритетным?
– Всё достаточно просто. Наш президент не раз говорил про важность семейных ценностей. Все желающие стать родителями должны быть уверены в своём завтрашнем дне. Что это значит? У людей должны быть работа, зарплата, жильё, социальные выплаты и вся инфраструктура вокруг. Нужны хорошие дороги, чистые города – и чиновники, правильно воспитанные по отношению к государству и населению. Вроде бы я многое перечислил. Но на самом деле это просто необходимые условия для нормальной жизни. Хочется, чтобы в семьях было больше детей. Сейчас у нас проходит Год семьи, это хорошо и правильно. Всё связанное с этим предстоит развивать.
– Наверняка вы росли на замечательных мультиках «Ну, погоди!», «Простоквашино». Видели ли их современные продолжения? Как думаете, надо ли идти по пути ремейков или лучше искать новых героев?
– Живя в такой великой стране, как Россия, мы, конечно же, можем и должны создавать новое, идти вперёд. А тем, что было сделано нашими великими предшественниками, нужно просто гордиться. Предлагаю пересматривать их работы – но не переделывать. В память об уникальных произведениях нужно сделать что-то своё – уникальное, хорошее и правильное. Тогда и предки наши на небесах будут гордиться нами, нашими поисками и результатами.
– На пути к творческим успехам есть всякого рода препятствия. К примеру, профессиональное выгорание, депрессии, элементарная усталость. Чем подпитываетесь?
– Сейчас в работе один роман – «Жить, любить, верить». Остальные замыслы в прозе пока забросил. Но продолжаю реализацию детских проектов. Мне это нравится. Если ты что-то делаешь с душой, то без этого даже дышать не можешь. Творчество – моя жизнь. Если мне говорят, что я выгораю, это значит, что умираю. А это не так! Я не выгораю – просто не ищу вдохновения там, где его нет. Мне важно быть рядом с солдатами – на передовой и в госпиталях. Их жены и дети – мои читатели, зрители. Фронт и «гражданка» – мир, в котором живу, где мне всё интересно. Надеюсь, меня ещё на многое хватит.
– Пока писатели только приступают к освоению темы СВО, вы уже дописываете четвёртую книгу о Донбассе...
– Многие писатели долго ждут. Но, видя, что тексты о СВО приносят выгоду, начинают брать военные, патриотические темы. Скоро мы увидим писателей, которые вдруг очнулись, приехали на фронт. Которые всегда были рядом, но только сейчас осознали, что о боях надо писать. Литературы будет много и разной. Думаю, появится немало произведений, ярко и точно отражающих важнейшие исторические события в стране и мире.
– Как относитесь к экранизации ваших произведений?
– Экранизация – это всегда продолжение жизни твоего романа или повести. Книгу читают выборочное количество людей. А цифровой мир – сериалы, анимационное кино – привлекает гораздо больше зрителей. Увеличение своей аудитории – это, конечно, удача для автора. Стараюсь не вмешиваться в работу создателей фильма. Я профессионал в своём деле и доверяю другим профессионалам. Все решения, изменения в сюжет – ради того, чтобы задуманное режиссёром и продюсером реализовать по максимуму, чтобы фильм стал востребован.
– По книге «Неотправленные письма» в Москве поставлен спектакль. Кто кого нашёл – вы театр или театр вас?
– Я долго искал театр, где могли бы поставить спектакль. Роман был завершён в первый год СВО. Тогда ни один театр не подходил близко к проблематике спецоперации. Театр имени Моссовета героически, несмотря ни на что, взял эту пьесу в работу. Теперь спектакль идёт под овации на любой площадке. Артисты Ольга Кабо и Дмитрий Щербина – герои. Они заявили в полный голос: мы рядом с нашими солдатами, и со сцены говорим о той боли, что испытывают люди на линии боевого соприкосновения, рассказываем о подвиге нашего солдата, которым гордимся. Очень жаль, что таких театров мало.
На днях воины подразделения «Ахмат» вскрыли на Украине целую киностудию, где была наша форма, манекены. То есть нацисты снимают фильмы про то, какие плохие русские. А что делаем мы? Откладываем на потом фильмы и спектакли про правду. Считаю, мультфильмы, мюзиклы про СВО надо было делать ещё вчера. Отговорки – от лукавого. Они сродни предательству Родины и народа.
– Как переключаетесь с военной тематики на детскую?
– Детские сказки для мультфильмов для меня как отдушина, передышка между поездками в Сирию и другие горячие точки. Я видел воинов в грязи, в крови. Они должны знать, что их дома ждут, что их героизм, подвиги – всё это не зря. Во имя и во славу этих пацанов, в том числе из Башкирии, я должен быть рядом и потом написать истории о них.
– Правда, что писательство для вас было вроде хобби?
– Оно и сейчас так. Книги меня не кормят. Гонорары уходят на нужды СВО: закупку коптеров, медикаментов. Когда начинал писательский путь, деньги уходили на выпуск книг. Потом вкладывал средства в развитие проектов, создание мультиков.
Сегодня мы воюем с полусотней стран, которые стремятся сделать так, чтобы великой России больше не было. Но скоро придёт к нам победа. Мы – выстоим. Уверен, русский мир в очередной раз докажет это.
Юрий ТАТАРЕНКО, фото автора
Комментарии