«Музыка уносит в космос!»
«Музыка уносит в космос!»
Анна ШИРЯЕВА – автор-исполнитель из Академгородка, родилась 22 декабря 1974 года. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, позже самостоятельно освоила акустическую гитару. По образованию филолог, выпускница гумфака НГУ. Сочиняет музыку с 15 лет. Лауреат Грушинского фестиваля в номинации «Автор» (2017), дипломант конкурса «Бард-радио» (2020). Оба музыкальных альбома Ширяевой, «Дорога на Калланмор» (1999) и «Ягода Солнце» (2015) выложены на «Яндекс.Музыка» и других сервисах. Ещё два альбома с редкими записями готовятся к публикации.
– На чьих песнях выросли?
– На Окуджаве, в основном. Немного Дольского и Визбора. Потом времена изменились, я переключилась на англоязычную преимущественно музыку. Сейчас открываю для себя советскую песенную классику, которая почему-то прошла в своё время мимо.
– Существуют ли новые классики авторской песни?
– Конечно. Правда, границы этого жанра сейчас довольно размыты. Для меня Веня Дркин, например, новый классик, хотя многие удивятся, что его можно в этот ряд поставить. Другие новые классики – Андрей Козловский, Олег Медведев, Алексей Иващенко…
С Олегом мы давно знакомы, его творчество оказало на меня сильное влияние. Он большой шаман. Как-то на фестивале я отказалась пить с ним крепкие напитки (не помню, как так вышло), и по дороге обратно в лагерь упала в двухметровую яму с острыми камнями на дне. Всё обошлось тогда, но с тех пор никогда не отказываюсь, когда Олег угощает (улыбается).
– А что скажете о творчестве таких известных мастеров жанра, как Роман Ланкин (Томск) и Ольга Чикина (Рязань)? Знакомы ли вы?
– С Ромой тоже давно общаемся, но поговорить «по душам» удалось только пару лет назад. Ланкин – это явление, его вклад в развитие авторской песни трудно переоценить! С Ольгой Чикиной лично не знакома, но то, что она делает, уникально и трогает какие-то струны души, когда одновременно и смешно, и щемяще-грустно.
– Как формируется ваш репертуар? Исполняете ли песни на стихи других авторов?
– Исполняю в основном свои песни. Музыку на чужие стихи давно не писала. Как исполнитель выступила недавно: композитор Геннадий Чумаков положил на музыку стихи Анны Ахматовой («Я научилась просто, мудро жить»), попросил меня спеть вокальную партию. Получилось интересно. В процессе много нового узнала о романсе как жанре, о его мощнейшей драматургии. Если говорить об авторской песне, она и есть не что иное, как городской романс второй половины ХХ века и настоящего времени.
– Ваши выступления всегда очень эмоциональны – какой «допинг» используете?
– Я «подсела» на спорт. Раньше много ездила на велосипеде, теперь открыла для себя бег. Бегаю в красивых местах – в лесах, у моря, смотрю заранее по карте, чтобы на маршруте были интересные объекты – башни таинственные в лесу, живописные мостики – и какой-никакой рельеф, хоть и мало его в Новосибирске. Совмещаю с краеведением и ориентированием. Это допинг для сочинительства: напитываю глаза красотой, и хочется потом ею поделиться. А уже на концерте мой допинг – зрители в зале. И музыка, конечно, когда тебя самого, тех, кто с тобой играет, и тех, кто слушает, захватывает и несёт на общей волне куда-то в космос…
– Самая запоминающаяся гастрольная поездка, фестивальное выступление, квартирник?
– Сильнейшие ощущения были, когда я впервые вышла на сцену на альп-арт фестивале «Актру», который делают томичи. Перед сценой – скамейки со зрителями, чуть поодаль – домики турбазы, ещё дальше – отвесная скальная стенка, которая замыкает долину, над ней – маленький кусочек неба. Вокруг – горы, высота две с небольшим тысячи метров, вдали грохочет река. Это чистейшее и сильнейшее место на земле, петь там – особый драйв и особая ответственность.
– Допустимо ли для вас петь в электричках, на улицах?
– В электричках петь – грустное занятие. Людей это, думаю, раздражает, так как они не могут встать и уйти, а вот «постритовать» хотелось бы. Но надо для этого сделать программу каверов, которые все знают. Хотя бы той же советской песенной классики, чтобы люди могли не только слушать, но и подпевать, чтобы им было интересно.
– Будут ли в 2050 году петь «Солнышко лесное»?
– Думаю, да. У моих знакомых бардов подрастают дети, которые основательно «в теме».
– Чем занимались на самоизоляции?
– В основном работала удалённо, порой больше, чем в офисе: многие привычные вещи на дистанции делать сложнее, дольше. А ещё записывала музыкальный материал в домашней студии.
Вообще лето выдалось богатым на путешествия, как ни странно это звучит. Удалось, несмотря на все ограничения, побывать в Горном Алтае. А ещё я изрядно поездила по Новосибирской области на велосипеде в отличной компании. Вспомнила хорошо забытое старое – съездила на Седову заимку. Чтобы туда попасть, надо плыть на теплоходе 50 километров на север по Оби, а потом возвращаться обратно, по большей части лесными тропами. Открыла много нового и неизведанного, например, местность между речками Коён и Тальменка на берегу Бердского залива. Лес там напоминает суровую шорскую тайгу, и в нём гнездятся цапли. Наша область полна совершенно удивительных лесов! За лето я собрала их коллекцию.
– Любимое место в Академгородке?
– Леса между Шлюзом и клиникой Мешалкина, Матвеевкой и Ельцовкой. Там есть всё, что мне нравится: поросшие лесом холмы, маленькие локальные урманчики, ручейки и самодельные мостики через них, россыпи лесных ягод и памятники советской эпохи – заброшенные пионерлагеря, которые даже с дороги выглядят настолько эпично, что можно кино снимать.
– Какого памятника не хватает Городку?
– Академгородок сам по себе – памятник.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива А. Ширяевой
Комментарии