Тимур Хабибуллин: «Быть терпеливым!»
Тимур Хабибуллин: «Быть терпеливым!»
2 июля под Самарой завершился 50-й Грушинский фестиваль, где блестяще выступил уфимский эксцентрик-дуэт «Санки». С музыкантом и композитором Тимуром Хабибуллиным побеседовал наш корреспондент.
Тимур ХАБИБУЛЛИН родился в 1975 году на Камчатке. Окончил БГМУ по специальности «врач-офтальмолог». Пишет музыку с 1992 года, в том числе для спектаклей кукольных театров России. Участник дуэта, выросшего из группы «Санки» (создана в 2008 году). В 2019-м дуэт стал лауреатом фестивалей авторской песни «Соловьиная трель» (Курск), «Гринландия» (Киров), имени В. Грушина (Самара), с тех пор активно гастролирует по стране.
– Помните свой первый успех?
– Конечно. У отца было много друзей-музыкантов. В начале 1980-х в Петропавловске-Камчатском при филармонии открылся джаз-клуб – наверное, один из первых в СССР. И в 8 лет я играл там в джем-сейшнах. «Сент-Луис блюз», как сейчас помню!
– После такого вряд ли бросишь музыку…
– Ага! В итоге бросить пришлось медицину. После окончания мединститута работал в глазной клинике Булата Азнабаева – в здании, где был уфимский джаз-клуб, между прочим. Именно там начиналась группа «Санки», в 2009-м нас даже наградили за «Лучшую авторскую программу года». Два-три раза в неделю играли свои песни, не кавера, получали зарплату – кому сказать, не поверят! Но совмещать операции и концерты невозможно. Профессионально состояться можно только в чём-то одном. Я выбрал музыку. Как и Розенбаум в своё время (улыбается).
Дуэт «Санки» полюбили за уникальность, такого в Башкирии точно раньше не было. На фестивале «Агидель» в 2014 году Юлий Черсанович Ким сказал, что запомнил только эксцентрик-дуэт докторов, нащупавших новый жанр. Было приятно, конечно.
– Кто есть кто в «Санках»?
– Я отвечаю за музыку, Андрюша Хакимов – за тексты. Иногда немного корректирую его слова. А он, в свою очередь, высказывает музыкальные пожелания. У нас – соавторская песня!
– Почему у «Санок» нет тура на 50 концертов по миллиону рублей за каждый?
– Действительно, почему же нет такого тура? Видимо, чтобы выйти на серьёзный коммерческий уровень, надо вбухать в промоушн серьёзные деньги. Сразу! А наше кредо – шаг за шагом. Сборные концерты, сольнички, фестивали. В нас никто никогда не вкладывался. Как-то очень давно была идея пригласить режиссёра, чтобы выстроить программу, купить сценические костюмы. Эти затраты оказались нам не по карману. Профессионального артиста необходимо профессионально упаковать, проплатить теле- и радиоэфиры, засветить на «Первом канале» – это очень дорого.
– Быть собой и быть звездой – две вещи несовместные?
– Видишь ли, быть звездой – значит продавать не музыку, а свой образ жизни. Ты должен занимать определённую позицию и её мощно транслировать. Надо быть интернет-пронырой: вести блоги, ютьюб-канал. Моргенштерн (признан иноагентом. – Прим. ред.) с этого и начинал, кстати. То есть нужно быть сильно заряженным на самопиар. И надо уметь себя пиарить. Если ты просто певец, живёшь не в столице, татуировок на лице не завёл – у тебя мало шансов стать суперизвестным. Но быть просто музыкантом – это тоже немало. И за тобой пойдут люди, только не будет миллионов просмотров.
– Вы 10 лет готовились к поездке на Грушинский фестиваль – и сразу стали лауреатами. Всему своё время?
– Жанр живёт своей жизнью. Число фестивалей не сокращается. Народ туда ездит, выступает, слушает. Барды – это не мейнстрим. Это образ жизни. Помню, в 90-е на «Груше» собиралось 350 тысяч человек. Сейчас в 10 раз меньше. Но и это серьёзные цифры. Да, барды перестали быть диссидентами с гитарами наперевес. В конце 90-х фестивали были лабораториями сочинителей авторской песни, все ходили с кассетными диктофончиками, записывали друг друга. Теперь песни у костра – это просто кайфовое времяпрепровождение. Море непрофессиональных авторов-исполнителей и небольшое количество звёзд: Ким, Никитин, Митяев, Городницкий, Егоров, Сергеев, Козловский, Киреев, Иващенко и Васильев… Рядом с ними – крутые ребята чуть помладше: Чикина, Полтева, необарды Пиковский, Уриевский, Фахртдинов, Ромарио, сюда же и «Санки» запишем (улыбается). Но – следом идут талантливые дети, толпы детей – я видел их почти на каждом фестивале.
– Как думаете, будут ли лет через 30 петь «Солнышко лесное»?
– 100%. Пока существует авторская песня, хиты Визбора будут звучать. Есть «Солнышко», митяевский хит «Как здорово», возведённые в ранг джинглов. Если песня хорошая, она будет жить. Долго и счастливо.
– Кажется, в 2050 году Пушкина точно не будет в школьной программе! И вообще начнут рулить невербальные виды коммуникации и искусства.
– Если так рассуждать, давно бы убрали отовсюду и Баха, и Моцарта с Бетховеном… Но студенты консерваторий ещё исполняют их музыку! Возможно, наступит тотальное обнуление – когда сменится духовная парадигма. А пока живём по мышлению Платона и Аристотеля. Столпы культуры рухнут только тогда, когда рядом появятся столпы помощнее. А где они?
– Какие пять слов подберёте про своего партнёра по дуэту «Санки»?
– Так… Друг. Поэт-песенник. Добряк. Семьянин. Молодец! Кроме того, он отличается нереальным терпением. У звёзд часто спрашивают, что бы они посоветовали своим молодым коллегам. Мой совет начинающим артистам: будьте терпеливы. Многие ломаются в самом начале пути. Вроде бы что-то сделано, но это не выстрелило – и всё, хана, люди сдулись. Нужно быть тер-пе-ли-вым! Если веришь в свой талант – иди до конца.
У звукорежиссёров есть правило десяти тысяч часов. То есть ты это время должен провести в наушниках за работой, тогда станешь профессионалом. Я провёл в студии 5-7 тысяч часов за шесть лет. Так что мне ещё многое предстоит наработать.
– Как вам кажется, в чём секрет не спадающей популярности Цоя, погибшего 30 лет назад?
– Питерский рок-клуб 80-х – колыбель нашего рок-н-ролла: Гребенщиков (признан иноагентом. – Прим. ред.), Цой, Шевчук (признан иноагентом. – Прим. ред.), Кинчев, Борзов, Курехин… Есть две офигенские книжки Ильи Стогофф – «Роман в стиле техно» и «Грешники». Там всё про музыку того времени, с 80-х до нулевых, очень рекомендую. В разные периоды развития общества наступают времена сгущения – когда назревают перемены. Появляются различные творческие объединения, как, например, сто лет назад возникли обэриуты, акмеисты, футуристы и так далее. Потом в поэзии тоже было нескучно: лианозовцы, ахматовская четвёрка, смогисты, метаметафористы… Народ постоянно объединялся, чтобы осуществить этакий поворот руля в культуре. В любой группе есть топ-команда, лидеры. И Цой был одним из них. И Гребенщиков, конечно. У этих двоих был свой особый песенный материал. Он выстреливает до сих пор.
Юрий ТАТАРЕНКО
На фото из личного архива А. Хакимов и Т. Хабибуллин
Комментарии