Знаний много не бывает!
Знаний много не бывает!
5 октября учителя отметили свой профессиональный праздник. Корреспондент «Навигатора» встретился с Сергеем Сопочкиным, директором лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева, где много лет прекрасно сочетаются традиции и инновации Академородка.
Его кабинет по-спартански прост: светлые обои, функциональная мебель, компьютер, домашняя страница которого почти всегда открыта на сайте лицея. На стенах – множество дипломов и сертификатов...
– Современный директор школы – больше учитель или эффективный менеджер?
– По – разному. 28 лет я входил в класс, к детям, преподавал любимый предмет – историю, только последние три года не делаю этого. Так что учительское ремесло мне знакомо, это очень интересное занятие. Но у директора школы много сложных задач, и совмещать преподавание и управление не получается. В первую очередь, школа сформировала меня как учителя, а потом помогла и научила быть директором.
– Что такое для Вас самоактуализация?
– Знаний не бывает много, поэтому продолжаю учиться. В 2007 году получил второе высшее образование по специальности «Менеджмент организации». Знакомство с соответствующей литературой, участие в семинарах, конференциях, обмен опытом с коллегами помогает чувствовать себя в теме. В 2013 году вышла книга «Учимся понимать другого. К построению субъектной модели урока истории», в которой представлен мой педагогический опыт.
Недавно освоил технологию составления интеллект-карт, которая напомнила мне опорные сигналы знаменитого педагога-новатора 80-х годов В. Шаталова. Это метод изображения проблемы в виде радиальных составляющих, который позволяет наглядно представить решение задачи не как линейный набор причинно-следственных связей, а в виде целостной картинки. На августовском педсовете всем учителям лицея подарил книгу отца-основателя интеллект-карт Тони Бьюзена «Супермышление», где представлен инструментарий эффективного решения различных задач, в том числе и управленческих.
Осваиваю технологию проектного управления. В прошлом году мы открыли губернаторский проектный класс, проектная деятельность ребят становится массовой, надо соответствовать.
– Как вам работается в женском коллективе?
– На мой взгляд, женщины изначально более гибкие в общении с детьми. Хотя учитель – это тот, кто решает педагогические задачи. Пол не главное. В нашем лицее преподают и мужчины, но нас в школе, конечно, должно быть больше – хотя бы процентов 30.
– Можете назвать своего самого любимого учителя?
– Мне повезло, судьба меня связала с очень интересным человеком – Юрием Львовичем Троицким. Он преподавал исторические дисциплины в нашем пединституте, а сейчас занимает должность замдиректора Института филологии и истории РГГУ. С его переездом в Москву, считаю, наш город потерял прекрасного учителя, создавшего свою методику преподавания истории. Мы с Юрием Львовичем стали друзьями, часто созваниваемся. Когда Троицкий приезжает в Новосибирск, обязательно встречаемся.
– Каким видите будущее вашего лицея?
– Стотридцатка – уникальная школа со сложившимися традициями, особой субкультурой, сильным преподавательским коллективом. Дети у нас тоже особенные – одарённые, любят учиться. Сейчас мы завершаем работу над авторской образовательной моделью, познакомиться с ней можно на нашем сайте.
Ну, и, конечно, нам нужны новые учебные площади – с бассейном, лабораториями. При поддержке родителей, депутатов, исполнительной власти намерены решить эту задачу в ближайшем будущем.
– Как отмечаете День учителя?
– Рад, что наш профессиональный праздник существует, что у педагогов есть возможность почувствовать себя значимыми. Знаю, что в этот день родители учеников приходят в школу, дарят преподавателям цветы. Разумеется, и ребята поздравляют своих любимых учителей! Праздник традиционно отмечается концертом, к которому наши дети специально готовятся, отбирают лучшие номера. Для коллектива обязательно организуем чаепитие. Несколько лет назад, специально к нашему профессиональному празднику, вместе с журналом «Столица» мы подготовили праздничный номер, где были интервью с учителями, ребятами, родителями: красивые фотографии, хорошие тексты – полагаю, все участники проекта остались довольны.
– Сергей Владимирович, что бы вы пожелали коллегам?
– Главное, чтобы работа была в радость. Даже в повседневной рутине можно и нужно находить творческую составляющую. Например, в этом году на День школы мы совместно с родителями подарили нашим ученикам уникальную игровую площадку на открытом воздухе. Теперь перед началом уроков или на большой перемене ребята могут вволю попрыгать, побегать и поиграть.
Ещё меня радует, что в последнее время большее внимание стало уделяться семейным и духовно-нравственным ценностям. На мой взгляд, проблема технологизации и гуманитаризации – одна из важнейших в современном образовании. Ребёнок с гаджетом – ежедневная картинка, и это уже норма. Но учащиеся могут и другое, если им помочь. К примеру, на прошлой неделе в лицее состоялась презентация книги «Бессмертный полк» стотридцатки»: ребята написали воспоминания о членах своих семей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, а родители помогли издать эту уникальную книгу. Думаю, это достойный пример гуманитарного проекта.
В дополнение хочется пожелать коллегам-педагогам счастья, тепла и домашнего уюта, ведь в нелёгком труде учителя очень важна поддержка и участие близких.
Юлия ВЕРХУША
фото автора
Комментарии
Тем не менее, не пора ли вам, любезнейший, озаботиться постами троллей с неспровоцированными хамством и оскорблениями в мой адрес (и не только), что вы регулярно игнорируете? В конце концов, это демонстрирует КАЧЕСТВО вашей работы, не так ли?
P.S.: Мне любопытно, все эти [удалено модератором], что начинают с оскорблений в мой адрес, хотя бы в состоянии читать и осознавать прочитанное? Судя по их постам - [удалено модератором], печально.
130 лицей - всегда на высоте!
А сегрегация и дифференциация школ были всегда, в том числе и при коммунизме. Но 130-ая всегда была поставщиков абитуриентов в НГУ, и не по ЕГЭ, а при нормальных прямых контактных объективных несписных некоррумпированных экзаменах. И ФМШ - тоже.
Хотя главное - отношение родителей к учебе детей, атмосфера дома . Если в семье учеба, образование, книги - культ, религия, основная функция, то и производная от нее будет такой же. Без чудес.
130-ка и 3-я гимназия действительно в лидерах, но 5-я гимназия мало чем отличается от обычных школ. А почему 190-ю назвали "слабенькой"? У этой школы совсем не плохие результаты. Насчёт 61-й согласен. Даже в ПТУ на базе 9 классов поступить из 61-й удаётся не всем-многие девятиклассники в этом году не смогли сдать ОГЭ и остались без аттестатов. По результатам ЕГЭ выпускники 61-й отстают даже от 35-й вечерки. Похожая ситуация и в 121-й. А вот на том же Шлюзе 119-я по результатам ЕГЭ приближается к статусным школам, а по некоторым предметам опережает их. На левом берегу 112-я пиарится не хуже "Горностая",а чем она лучше 80-й? Среди соседних школ 112-я уступает 179-й по качеству подготовки выпускников.
Если бы подробная информация по результатам каждого учебного года была в свободном доступе, меньше было бы мифов о "сильных" и "слабых" школах. А директора занимались бы повышением качества образования, а не созданием информационного шума вокруг школы с вовлечением в это пустое занятие всего коллектива.
Откуда такие "глубокие" выводы? Вот, поменьше бы нам таких "экспертов", и родители бы никуда не метались, спокойно отдавая детей в школы по месту жительства, что, на самом деле, правильнее всего по очень многим причинам. Вся эта "элитность" школ/гимназий/лицеев и т.п. - абсолютно "дутая" с единственной целью, которую четко охарактеризовал "Учитель" в первом же посте: "выбивается мега-бабло". Есть еще вопросы?
Ну, а от "великих экспертов", у которых Советский район делится на "Лаврентьевку", "Чербузы" и Чёмы (очевидно, по "фене"), - чего еще можно ожидать, кроме полнейшей чуши?
А Сергей Владимирович молодец. Настоящий руководитель! Жалко только, что напрасно выгнал жильцов, проживающих с доисторических времен в родной 130-ке...
Однако, говорят, 130-я еще и переполнена в 2 раза,и там какие-то загадочные выгодные подряды. Получается, в других двух некому учиться, а для 130 директор уже потребовал расширения территорий, новые площадки и т.д. Значит, по логике некоторых, истинная школа жизни - только там, да в горностае,а в других никакой особенной жизни то и нет. Настоящая жизнь в школе там, где без менеджмента никуда (как раз там, где они сверх меры переполнены). А после этого предлагают искать корень всех проблем воспитания в себе и собственной семье. При том, что всем учителям для решения проблем предложено пользование интеллект(!)-картами... Какую же школу следует признать нормальной? ведь 130-то как раз начитает напоминать "коррекционную"...