А. Григорьев: «Буду стараться!»

А. Григорьев: «Буду стараться!»
Один из лучших актёров Новосибирска, ведущий артист «Старого дома» влился в труппу легендарного Театра на Таганке. О столичных перспективах он рассказал корреспонденту «Навигатора».
Анатолий ГРИГОРЬЕВ в театре «Старый дом» с 2010 года. Лауреат VI Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский Транзит» и XXXI профессиональной театральной премии «Парадиз» за роль Льва Мышкина в спектакле «Идиот». Лауреат XXXII премии «Парадиз», XXIX Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая маска – 2022» за роль Каренина в спектакле «Анна Каренина».
– Когда мы учились в 90-е годы в театральном училище, все мечтали устроиться в столичный «Ленком». А ты, когда учился на актёра в Кокшетауском колледже культуры имени Акана серэ (Казахстан), думал, что было бы круто уехать в Москву и пробиваться там?
– Думал, конечно. Вчера с моим одногруппником (вместе учились в НГТИ) ходили на прогон спектакля Антона Фёдорова «Дон Кихот» в Театр наций, пригласительные на четвёртый ряд дала Оксана Ефременко. Антон – нынешний главный режиссёр «Старого дома», Оксана тоже у нас работала. До этого в Театре наций были спектакли новосибирского режиссёра, играли новосибирцы бывшие. И не только о Театре наций речь… Получается, в Москве какая-то новосибирская грибница. Не, плохое слово, но... Мафия, да! Ну, и мы обалдевали от того, что сидим в крутом театре и смотрим классный спектакль!
А про Таганку так скажу. Знаешь, я ведь работал тут рядом в 2008 году, официантом. И каждый день ходил мимо, смотрел на это здание и вздыхал… Я приехал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ, не прошёл и год ждал следующего поступления. Не знал, что нужно было подавать документы во все вузы. Ну, короче, молодой был – 19 исполнилось…
– Сейчас тебе 38, и нет такой занятости в театре, что надо каждый вечер играть большую роль. Как ощущения?
– Это такой бонус театрального «двойного гражданства»: приезжаю в Москву, нет вечерних спектаклей, задействован только в «Превращении» по Кафке – и хожу на спектакли, смотрю, как другие люди играют. Недавно был на «Мадам Бовари», спектакль Антона Фёдорова. И такую радость испытываю – просто потому, что он мой главный режиссёр. Всё-таки до сих пор им остаётся.
– То есть ты ещё что-то играешь в Новосибирске?
– Да, в начале марта играю 10 дней подряд. Потом сюда возвращаюсь – в Театре на Таганке идут репетиции «Гамлета». Ставит интересный молодой режиссёр Мурат Абулкатинов, премьера 12 апреля. Репетирую две роли – Клавдия и Призрака.
Понедельник – актёрский выходной. И, знаешь, я однажды просто лежал весь день. Ничего не делал. У меня как супруга и отца двоих детей возможности так провести день в Новосибирске нет. Тебе признаюсь: я прямо курил под одеялом и смотрел сериал «Тед Лассо»! Кайфовал, но периодически подрывался: надо же что-то делать (смеётся). Потом подумал: не, успокойся, полежи. Скоро ведь предстоят события – спектакли в «Старом доме», выпуск «Гамлета»…
– Эта вещь Шекспира тебе хорошо знакома. Ты же играл и Клавдия, и Гамлета в Новосибирске. Как сильно отличается трактовка в «Старом доме» и на Таганке?
– В новосибирском спектакле Гамлет, узнав, что ему нужно отомстить за смерть отца, просто отдаётся судьбе: а, раз так, то пошло всё к чёрту, полетели в эту мясорубку, на всё воля Божья. А у Мурата на Таганке другое. Тут исследование того, что Гамлет всё-таки отказывается от мщения. Вокруг него многое закручивается, и месть вроде как неизбежна. А он говорит: подождите, нет, не хочу. И вот кто такой тогда этот Гамлет – герой или нет? И за что вообще можно убить человека?
Мне, конечно, хочется проявить себя в этом спектакле: сделать всё как надо. Думаю, что каждый Клавдий – бывший Гамлет. Это же древнейшая история про то, как человек убил дракона и сам стал драконом…
Ещё важно понять, каким был отец Гамлета. Может быть, его никто терпеть не мог. И его женщина, став вдовой, тут же уходит к другому мужчине – не просто так ведь…
– Как в «Старом доме» восприняли твоё решение переехать в Москву?
– С пониманием, и это было круто. Меня поняли и директор театра, и главный режиссёр.
– Почему Москва, а не Питер? Почему именно Таганка?
– Потому что Таганка меня позвала. Узнали, что я решил уехать в Питер, в Александринку, и предложили условия, которые мне понравились больше. Сразу предоставили отдельное жильё: служебная квартира рядом с театром, 10 минут пешком. Сразу приняли в труппу. И, конечно, Мурат предложил роль Клавдия. Ну, ты представь: Театр на Таганке, спектакль «Гамлет». Мощно! Как в сказке! Я официально устроился 20 января. Недавно первую зарплату получил, ещё и премию хорошую выписали. Условия для работы – идеальные. Вокалом вот заниматься отправили. У нас спектакль «Превращение» – музыкальный, все поют под живой аккомпанемент.
– Ну и что, Москва в плане режиссёрском, актёрском посильнее Новосибирска будет?
– Новосибирск – очень театральный город. Просто чуть меньшего масштаба. Театр «Старый дом», скажем так, избалован хорошей режиссурой. Уже долгое время это длится. И как же это круто!
– Уже известно, кто вместо тебя будет играть в Новосибирске?
– Кое-что уже понятно. Сергей Маштаков пришёл, новый артист из Астаны. Женька Варава уже ввёлся в «Социопата».
– За последнее время из «Старого дома» в Москву уехали яркие индивидуальности: Ян Латышев, Альбина Лозовая, ты. Я уже морально готов, что и Тимофей Мамлин в столицу переберётся…
– Тимофей – разносторонний человек. Всё зависит от его желания, его планов.
– 20 лет назад звезда «Старого дома» Анатолий Узденский стал артистом московского «Современника», ему было 53 года. Получается, хорошему актёру никогда не поздно в Москву переехать?
– Надо быть готовым пахать. У меня в Москве есть подруга Екатерина. Недавно говорит: наконец-то мы тебя дождались, что ты так долго ехал? 9 лет собирался! Я ответил, что не хотел ехать с пустыми руками, понимаешь? Нужно быть готовым к работе в Москве. Всему своё время.
– Ты отдал «Старому дому» 15 лет. Какую роль считаешь самой важной для становления? Понятно, Каренин – и премия «Золотая маска» тут всё объясняет. А что ещё? Отличный был дуэт с Мамлиным в «Сиротливом западе»…
– Считаю себя счастливым актёром, потому что все роли появлялись в нужное время. В первую очередь хочется вспомнить «Трилогию», которую поставил Антонио Лателла. И в спектакле «Парадокс об актёре и жестокости» у меня особый актёрский кайф – никогда не думал, что сыграю Геббельса!
– Толя, желаю тебе всяческих успехов в Москве.
– Тут впереди, мне кажется, очень интересная жизнь, события всякие… Взял себе девизом фразу из фильма «Однажды в Голливуде», где Брэд Питт говорит: «Стараюсь» (улыбается). Вот и я буду стараться.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива А. Григорьева
Комментарии