«Замусорить» пространство
«Замусорить» пространство
Дочка в 1-м классе. Учительница говорит, что у неё нехватка личностного пространства: раскладывает вокруг себя много вещей, «замусоривает». Я переживаю: что это и что с этим делать? Честно говоря, идеального порядка – чтобы всегда всё по полочкам – у нас не бывает. Мы стараемся поддерживать чистоту, но иногда приходится «авралить». Муж не может расстаться годами со старыми, ненужными на мой взгляд, вещами. И у дочери подобное отмечается.
У нашей Алёны есть своя комната, поэтому сказать о буквальной нехватке пространства точно нельзя...
Для ответа на вопрос «что делать?» следует определиться с происходящим. Сначала нужно понять, с чем предстоит работать, что именно менять и трансформировать. Итак, что в классе происходит на самом деле, фактически?
Первое – что стоит за «диагнозом» учителя? Без проясняющего разговора с педагогом, скорее всего, не обойтись. Тем более что физически и буквально у девочки достаточно своего пространства (есть своя комната). При этом разговоре надо разобраться, что именно представляет собой «замусоривание», кому оно мешает в первую очередь и какие правила нарушает.
Отнеситесь к этому пункту внимательно, так как вероятны разночтения. Например, дочь может раскладывать перед собой предметы, которыми предполагает пользоваться в течение урока. Таким образом она структурирует пространство, а не «замусоривает». Если это так, то можно помочь девочке иначе структурировать пространство. Например, не выкладывать из пенала карандаши, которыми предстоит пользоваться через полчаса. Но, чтобы предлагать такую помощь, важно понимать, как «замусоривание» выглядит фактически, а не в представлении учителя или ребёнка. В идеале – увидеть своими глазами, тогда легче будет понять, что именно здесь нужно корректировать.
Второе – возможно, девочка носит с собой слишком много вещей, не относящихся к учебному процессу. Если это так, то они для чего-то ей нужны, как и процесс их выкладывания по парте. С большой долей вероятности можно предположить, что вещи из дома успокаивают девочку сами по себе (часть дома с собой), а расстановка их в определённом порядке (дочь вряд ли будет называть свои действия «замусориванием») успокаивает вдвойне. Тогда необходимо подумать о том, что, во-первых, вызывает тревогу ребёнка на занятиях, во-вторых, как ещё, кроме расстановки предметов, справиться с беспокойством.
Третье – может быть, дело не собственно в вещах, а в действиях, которые совершает ребёнок, их несвоевременности. По правилу учителя, например, ученики штрихуют, а ваша дочь раскладывает карточки, либо опережая класс, либо, наоборот, отставая. Если это так, то необходимо убедиться в том, что нервная система ребёнка справляется с нагрузкой, посетить невролога. Если с медицинской стороны всё в порядке, тогда с дочкой стоит поговорить о правилах поведения на уроке, чтобы убедиться, что она отчётливо их понимает, а также порассуждать вместе с ней о том, почему нужно, чтобы в классе, где несколько десятков учеников, все включались в инструкции учителя как можно быстрее. Пофантазируйте, что произойдёт, если каждый будет двигаться со своей собственной скоростью: одна ученица раскладывает карточки, другая – дописывает буквы, третий одноклассник рисует палочки, а четвёртый – только-только открывает портфель.
Почему-то поведение вашей дочери в настоящий момент не соответствует требованиям педагога. Необходимо понять, по каким причинам это происходит (наиболее вероятные мы рассмотрели), и помочь девочке справиться с ситуацией. Это обычный рабочий момент. Совместные усилия ребёнка, родителей и педагога обычно дают хороший результат.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с стайта kunr.ru
Комментарии