Где заканчивается родительская ответственность
Где заканчивается родительская ответственность
Начался учебный год совсем недавно, а я уже устала. Дочь-восьмиклассница под любым предлогом старается остаться дома и не пойти в школу: голова болит, месячные болезненные, головокружения. Идём к врачу, та плечами пожимает: да, и такое может быть, проверить, так ли болит на самом деле, невозможно. В итоге классная звонит: «Где ваша девочка – без справки в школу нельзя». Дочь на меня обижается: мол, я ей не доверяю, почему у врача спрашиваю, неужели мне её слова недостаточно. Муж устранился: это ваши девчачьи заморочки, вот был бы сын, я бы его проблемы решал. Сына нет, поэтому я сама виновата.
Седьмой класс дочь еле закончила, с трудом выплыла, самым краешком за тройки зацепившись. С физикой мы чуть не повесились в прошлом году, а в этом ко всему прочему химия добавилась. Дочь у нас гуманитарий: математика, физика – совсем никак. Ещё и пропусков много. Она и на уроках сидит – совсем ничего не понимает. А так – даже не представляю, что мы будем делать.
Говорю «мы», но ведь чётко понимаю, что это моя головная боль. Дочь вообще никакой своей вовлечённости в учёбу не проявляет. Ей это совсем не нужно. Она почему-то думает, что успешно выйдет замуж и будет жить на каком-нибудь острове Баунти. А если не выйдет, то будет дизайнером, заработает себе на остров Баунти сама. «Дизайнером чего ты будешь?» – спрашиваю. Отвечает: «Чего-нибудь». Записывала её в художку, она пару месяцев продержалась и бросила. Но в дизайнерстве своём уверена и что денег заработает – тоже уверена. А вот я – нет, и это у меня на самом деле болит голова, это я не уверена в её будущем.
К сожалению, для многих современных подростков связь между образованием и высоким уровнем жизни совершенно не очевидна. Они зачастую уверены, что обладают неким прекрасным монетизируемым талантом, который в нужный момент проявится обязательно. А родители к жизни относятся неправильно, живут неправильно, шнурки неудачливые, поэтому слушать их смысла особого нет. Тем более что обучение требует усилий, которые прикладывать не хочется, да и навыка такого нет, он не сформирован и не тренирован. Вы можете говорить с дочерью сколько угодно об этом, но гарантировать обеспечение понимания нельзя. Дочь – другой человек, но вы за этого сопротивляющегося вашему педагогическому воздействию человека несёте ответственность, во всяком случае ещё несколько лет до её совершеннолетия абсолютно точно.
Говорить о необходимости учиться всё равно нужно. Вероятность того, что дочь вас услышит, невысокая, но она есть, не нулевая. Эти усилия можно назвать фоновыми.
А не фоном следует сделать следующее: определить для себя границы прилагаемых усилий и родительских обязательств. Например, в какой степени можете позволить дочери столкнуться с последствиями её собственных поступков? Если она в восьмом классе завалит сразу три-четыре предмета за год – алгебру, геометрию, физику и химию. При несформированном понятийном мышлении (судя по описанию, именно так обстоят дела у вашей дочери) это неудивительно. Школа предложит вам повторить обучение дочери в восьмом классе – какой будет ваша реакция? Что будете делать: позволите этому случиться – дочь останется на второй год, потому что не училась, или будете всеми силами искать выходы, восемь раз переписывать контрольные, просить помощи учителей на экзамене, делать всё что угодно, чтобы избежать повторного обучения?..
Планируете ли вы платить за колледж дочери или она пойдёт учиться туда, куда хватит баллов? Должна ли будет девушка пойти работать, если никуда не поступит после девятого класса? Или вы пойдёте в прокуратуру, чтобы дочь приняли в десятый класс?
До какого возраста и в каком объёме вы планируете содержать дочь?
Вопросов, требующих ответов, может быть бесконечное множество. Думаю, вы поняли, куда и на что они направлены.
Задавая себе такие вопросы, вы сориентируетесь в своих намерениях и обязательствах. Благодаря этому может появиться свет в конце тоннеля: понимание, когда период вашей ответственности за дочь закончится и вы сможете обрести свободу. Тогда и голова перестанет от этого болеть.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии