«Все мои желания сбылись»
«Все мои желания сбылись»
Этим летом в нашем городе прошёл очередной фестиваль авторской песни «Станция Сибирь». Один из ведущих участников музыкального праздника ответил на вопросы нашего корреспондента.
Ольга Сергеевна ЧИКИНА родилась в 1969 году в Скопине Рязанской области. Окончила Рязанский педуниверситет им. Есенина. Пишет песни на свои стихи с 1989 года. Поёт и играет, её музыка – на стыке жанров авторской песни, блюза, рока, городского романса, французского шансона и кабаре. Лауреат Всероссийского фестиваля авторской песни «Московские окна» (1996) и «Второго Канала» Грушинского фестиваля (1997), обладательница гран-при Всероссийского конкурса авторской песни «Петербургский аккорд» (2006). Автор 8 музыкальных альбомов. Увлекается рисованием. Персональные выставки графики Чикиной прошли в Амстердаме (1997) и Дрездене (1998). Автор иллюстраций к роману Генриха Шмеркина «Кент-Бабилон» и к собственной книге «Клава, Серёжа, Саня и Алёша».
– Какое впечатление оставил Новосибирск и фестиваль?
– Тяжёлая концентрация удивительно хороших людей – таких, с которыми хочется дружить до гроба. Меня волнуют подобные встречи, они как будто оживляют. Поэтому домой я вернулась взволнованная и счастливая. Такое вот впечатление.
– Что представляет собой современная авторская песня?
– Она выглядит сейчас как живой и разнообразный музыкально-поэтический организм с размытыми границами, который собирает вокруг себя довольно умных людей разного возраста, вплоть до детского. Знаю, что есть люди, у которых прямо противоположная картина, но вот я вижу так.
– Чем отличается современная авторская песня от песен 60-х и 80-х?
– Мне кажется, более ощутимо влияние фолка и рока. Стали лучше играть, появилось много инструментальных групп и желания выразить себя через богатую инструментальную палитру. Но уходит первозданность и виртуозность – вместе с первым эшелоном 60-70-х, который жил, думал и чувствовал иначе. Именно поэтому им были взяты вершины, которые для нас уже, но или пока недосягаемы. С ним же уплывает сложнейший и тончайший культурный контекст. Второй эшелон, к которому я и себя причисляю, жиже, рыхлее и слабее. Хотя и в нём созданы красивейшие песни, слава Богу.
Вижу также меньше заботы о культурной и поэтической планке. Больше словесного тумана, в котором расплываются смыслы. Меньше свежести, первозданности, скромности, начитанности, требовательности к себе, таланта, больше самоуверенности. Мы сейчас немного мельчаем и глупеем – и творчески, и личностно. Это может быть связано именно с самоуверенностью, неспособностью к самокритике и нетребовательностью к себе. Или с непониманием, что происходит с тобой и с миром, как всё устроено, с увлечением какими-то чужими всё объясняющими конструкциями.
Творчество, мне кажется, возможно только с живым мышлением, которое как раз не даёт успокоиться и остановиться. Сегодняшний творческий поиск напоминает поиск нужных кнопок, чтобы воздействовать на людей. И это выглядит беспомощно, потому что музыка, поэзия, песня – это такая страна, где нет никаких кнопок.
Мне очень нравятся нынешние дети и подростки: они гораздо умнее, добрее и тоньше нас, они опять начали читать книжки. Хотя они немного мягкотелые, котики такие, которые не очень понимают, что значит сражаться с собой. Но ведь для творчества это, может быть, не очень важно. Самое главное, что они живые и любят мыслить. Очень на них рассчитываю. Третий эшелон должен быть мощным и красивым!
– На чьих песнях выросли вы?
– Вертинский, Давид Тухманов, Высоцкий, Окуджава, Новелла Матвеева, Градский, Гребенщиков, Леонид Фёдоров, Алексей Хвостенко (Хвост), Том Уэйтс. Сейчас расту на песнях Фёдора Чистякова, Псоя Короленко, Светы Бень (Беньки), Умки, под «АукцЫон», «Вежливый отказ», «Дефесу», «Аквариум».
– Существуют ли новые классики жанра?
– В авторской песне – Сергей Труханов и Геннадий Жуков. Для меня эти два имени указывают на нужную высоту.
– Как формируется ваш репертуар? Исполняете ли песни на стихи других авторов?
– Ну, в основном я стремлюсь сказать что-то людям через свои песни. Сейчас стараюсь формировать программу так, чтобы главными в ней были радость, надежда и утешение.
Песен на чужие стихи у меня почти нет. А вот чужие песни исполняю – чаще всего в компании с Псоем Короленко, это захватывающая прекрасная игра.
– С кем из артистов хотели бы выступить в дуэте?
– Все мои желания уже сбылись. Я надеюсь на приключения, которые даже не чаю захотеть.
– Какие качества вас привлекают в мужчинах?
– Два качества, тесно связанные между собой – мудрость и доброта. В женщинах я это тоже очень люблю видеть.
– Ваши выступления всегда очень эмоциональны – какой «допинг» используете?
– Мой допинг – жизнь и всё прекрасное, что в ней есть. И ещё – мои зрители, слушатели, читатели. Благодарность за то, что они впустили меня в свою судьбу – это самый мощный допинг. Эта благодарность даёт и энергию, и радость, и желание прямо сейчас отдать всё хорошее, что во мне есть.
– Допустимо ли для вас стритовать, петь в электричках?
– Боюсь, что нет. В марте снималась в классном кино, пела песню в переходе метро – и поняла, что я бы так не сумела. Восхищаюсь музыкантами, которым это по плечу.
– Что такое талант?
– Это способность смотреть на обычные вещи необычным образом, такое зрение появляется от ощущения или догадки, что никаких обычных вещей не существует.
– Бывает так, что идёт сольник, а публика не разогревается. Как быть?
– Никак, следует принять это как опыт. Много бывает разных обстоятельств, всего не учтёшь. Надо делать то, что считаешь нужным, и отдавать себя целиком. За остальное ты не несёшь ответственности, ты не можешь контролировать всё.
– Хочется видеть вас на телеэкране почаще! Хотя неизвестно, интересно ли вам «быть в телевизоре»…
– Сама снимаю передачи, они есть на «Ютубе», канал Оля Чикина, плейлист «Посиделки с Олей». Там я рассказываю всякую всячину людям, которые по мне скучают. Так что если хочется – приходите!
– Будут ли в 2050 году петь «Солнышко лесное»?
– Рассчитываю, что будут. Это хорошая человеческая песня, в ней есть и ясность, и нежность.
– Самая запоминающаяся гастрольная поездка, фестивальное выступление, квартирник?
– Эпохальной оказалась поездка на Международный фестиваль поэзии на Байкале имени Кобенкова. Меня тогда впервые позвали к поэтам – это был подарок судьбы. Вспоминаю те дни с благодарностью и любовью ко всем людям, с которыми тогда встретилась, особенно вспоминаю Игоря Дронова – это была его идея, спасибо ему и светлая память.
– Сколько было ваших выступлений – легко сбиться со счёту. Что заставляет вас пускаться в путь-дорогу?
– Ну, такое уж у меня дело – петь людям песни. Это неизбежно связано с дорогой.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива О.Чикиной
Комментарии