«Искусство преображает мир!»
«Искусство преображает мир!»
Вера БРУСЕНКО окончила Институт искусств НГПУ в 2009 году. Член Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Участница более 70 выставок разного уровня. Награждена серебряной медалью ТСХР за вклад в отечественное изобразительное искусство, дипломами различных международных выставок. В 2019 году представляла Россию в составе сборной на Международном фестивале акварели в г. Фабриано (Италия) FabrianoinAquarello2019. В 2020-м была приглашённым иностранным художником на FabrianoinAquarello2020 от Казахстана. В 2020-м вошла в число 90 лучших акварелистов мира в серебряной категории Интернациональной выставки акварели «Best 90 Artwork Silver Category».
– Кто впервые сказал, что из вас может получиться художник?
– По рассказам моей мамы, когда мне было три года, папа купил акварельные краски. С этого момента я начала много рисовать. В тот же год меня привели в студию к финской акварелистке (для маленьких детей не было изостудий в городе, в котором мы тогда жили, в художественную школу не брали из-за возраста). В студии занималась с детьми, которым было лет 13-14, и мне это очень нравилось. Именно первая учительница по акварели сказала маме, что у меня есть способности. Мысли, что могу стать художником, появились лет в 16, когда мои работы посмотрел художник-график Владимир Клементьевич Колесников и посоветовал поступать в НГПУ на художественно-графический факультет. Мама меня всячески поддерживала.
– Чему главному учат в НГПУ на худграфе?
– Худграф очень сильно изменился с момента моего выпуска (сейчас это Институт искусств). Студентами мы учились сами планировать своё время. В институте можно было оставаться до 23.00, и мы часто пользовались этой возможностью. С одногруппниками делали наброски портретов друг друга, этюды натюрмортов, зарисовки. Часов на рисунок и живопись было не так много, и после пар навёрстывали этот недостаток. Преподаватели нам ставили факультативные занятия по живописи. Ещё худграф – это свобода творчества. Не было шаблона, что писать нужно именно так и никак иначе. Поэтому даже у выпускников одного преподавателя разный почерк.
– Почему для написания видов Новосибирска выбрали именно акварель?
– Её выбрала не только для видов Новосибирска, но и почти для всего творчества. Мне нравится воздушность, лёгкость, сложность (перед работой нужно спланировать ход работы, чтобы избежать исправлений). Работаю в технике а-ля прима, то есть стараюсь прикасаться кистью к бумаге не более трёх раз, большую часть работы пишу в один слой краски. Такой лёгкости и воздушности невозможно добиться в масляной живописи. Каждый вид города выбран не случайно. Мне хотелось показать, что у Новосибирска есть своя атмосфера, улицы, места, здания, не похожие на улицы других городов. Хочется уловить эту атмосферу и показать индивидуальность Новосибирска, его лицо. Много в этой серии купеческих домов, есть символы города (НОВАТ, часовня во имя святителя и чудотворца Николая). Но даже эти символы показаны немного на втором плане. На первом – жизнь города, жизнь горожан. В этом году я выпустила календарь «Новосибирск. Прогулка по городу», где каждый месяц – это прогулка по какому-то атмосферному и узнаваемому месту в определённое время года. В серии акварелей «Новосибирск» сейчас около 30 работ, много этюдов с натуры.
– Преподаёте? Это трудно или интересно?
– Да, веду мастер-классы в Новосибирске и в Академгородке, записываю бесплатные видеоуроки, можно посмотреть на ютубе и на моем сайте watercolor-school.ru. Преподавание вдохновляет и стимулирует писать лучше, структурировать процесс работы, ведь нужно показать приёмы ученикам, чтобы у них получилось.
– Лучший подарок скрипачу – скрипка Страдивари. А вы чей подрамник или кисточку хотели бы заполучить?
– Никогда не думала об этом, но кисти новосибирских художников Владимира Колесникова и Василия Булавко у меня есть. Хотелось бы иметь работы любимых акварелистов, но это очень дорогой подарок.
– Кто продаёт свои работы в Городке на улице Ильича – самоучки, не мечтающие о персональных выставках?
– В Академгородок приезжаю в основном для проведения мастер-классов, поэтому на Ильича оказывалась в те моменты, когда художников там не было. В любом случае ничего плохого нет, если человек не мечтает о персональной выставке. Сейчас можно представить свои работы в интернете, и их увидит много людей. То же самое касается образования. Масса ресурсов в сети, когда человек может сам научиться по видео-мастер-классам, видеоурокам, изучая работы мастеров прошлого и настоящего. Главное – желание и много часов практики рисунка и письма с натуры, копирования. Знаю акварелистов без художественного образования, которые пишут профессиональнее людей с художественным образованием. Всё зависит от человека, его трудолюбия и стремлений. Как-то на художественной выставке спросили акварелиста Илью Ибряева, считает ли он художниками самодеятельных живописцев. Он сказал так: «Представьте поле, а на нём растут цветы. Кто-то ромашка, кто-то василёк, но всё это цветы. Так же и с художниками. Все разные, но все художники». Думаю, так и есть.
– Сможете написать автопортрет – только четырьмя словами?
– Это самой трудный вопрос для художника, потому что художник рисует образами, но, наверное, самый простой для литератора. «Акварелист, любящий солнечное освещение».
– Чьи шедевры вдохновляют вас особенно сильно?
– Много любимых художников: акварелисты Владимир Колесников, Сергей Темерев, Ли Ю, Джозеф Збуквич и другие; импрессионисты Бато Дугаржапов, Вероника Лобарева и другие. Каждый день в интернете попадаются новые, ранее незнакомые художники, которые вдохновляют. Конечно же, вдохновляют и мастера прошлого, особенно когда смотришь на их творения вживую.
– Ваш любимый фильм? Чем он выделяется?
– Любимых фильмов много. Меня прежде всего привлекает красота кадров, пейзажей, общая атмосфера, впечатление и послевкусие от фильма. Сейчас вспомнились две картины: «Разрисованная вуаль» – фильм с интересным философским сюжетом, красивыми кадрами и пейзажами Китая начала ХХ века, которые, несмотря на трагический сюжет, оставляют тёплое впечатление; и фильм «Хоть раз в жизни» из-за фразы главного героя, что «хорошая музыка преображает действительность». Я согласна. Искусство в целом преображает мир, вызывает эмоции – наверное, для этого оно и нужно.
– Последний вопрос – ироничный. Представьте, летят в самолёте пятеро: портретист, пейзажист, маринист, мастер натюрморта, карикатурист. А парашютов всего два. Кому бы вручили их?
– Многие художники могут быть в одном лице портретистами и карикатуристами, маринистами, пейзажистами и мастерами натюрморта. Поэтому давайте считать, что летело два художника и парашютов хватило на всех! Считаю, что каждый жанр важен, а интерес к нему зависит от профессионализма и уникальной техники художника.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива В. Брусенко
Комментарии