• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 18:51 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    21.11.2024
    USD: 100.22
    EUR: 105.81
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Стучаться в разные двери!»

    «Стучаться в разные двери!»

    «Стучаться в разные двери!»

    Станислав ЛИВИНСКИЙ родился в 1972 году в Ставрополе. Работал фотокорреспондентом, видеооператором, звукорежиссёром. Участник Форумов молодых писателей России в Липках. Стихи публиковались в «Литературной газете», журналах «Юность», «Знамя», «Сибирские огни», «Дружба народов» и др. Автор книги стихов «А где здесь наши?». Лауреат Международного литературного Волошинского конкурса (2012).

    – Необходимые составляющие поэта – любовь к языку, чувство прекрасного, наблюдательность, отзывчивость. А что ещё?

    – Скорее, не любовь, а чувство языка. Наблюдательность. Слух. Натренированный вкус. А вот насчёт этических вещей (отзывчивость, доброта и прочее) не знаю. Чичибабин пишет так: «Не может быть злой человек / хорошим поэтом...», а Гандельсман – так: «Смотри, он отвратителен, при том, / что стих его великолепней многих». И кто из них прав? Но ближе всё-таки пушкинское: «…гений и злодейство – / две вещи несовместные».

    – Интересно ваше мнение о Бродском!

    – Классик. Что я ещё могу сказать? Вообще, интернет пугает изобилием Бродского во всех проявлениях – эпиграфы, цитаты, демотиваторы, подражатели… Дело, думается, в его ярко выраженной манере, в организации текста. Насыщение оного метафорами, оригинальными и внешне эффектными смыслами – весьма привлекательно. Мысль, преодолевая массу коллизий, анжамбеманов, как будто совершает кругосветное путешествие или переходит с одного уровня на другой в чётко организованном геометрическом пространстве. Молодой, как правило, человек, находящийся в эстетическом поиске, подпадая под этот мотив, ощущает себя в тени Командора и говорит его голосом помимо своей воли. Это как вирусная инфекция, и ей, пожалуй, действительно стоит переболеть, чтобы получить впоследствии иммунитет. Говорю это, потому как в своё время тоже испытал его влияние.

    Бродский, особенно поздний, для меня поэт холоднокровный. Температура его поэтического гения не «как под мышкой, тридцать шесть», а гораздо ниже, это почти уже температура мрамора. Правда, и в ранних его стихах (к примеру, «Я обнял эти плечи и взглянул…»), которые чрезмерно обжигают, иной раз проступают контуры будущей отстранённости и взмывания туда, где «нет эха». Здесь уже «взгляд изнутри» готовится к перевоплощению во «взгляд снаружи». И с годами его «ястреб» смотрит на происходящее всё с большей и большей высоты. Кажется, что у Бродского – как у пресмыкающихся, температура тела которых зависит от окружающей среды. Но всё в точности до наоборот: окружающая среда зависит от его собственной температуры, и даже больше – прикасаясь к этой среде, он нагревает её настолько, насколько считает нужным.

    – Говорят: на актёра нельзя научить – можно научиться. А на писателя научить можно?

    – Можно научить, можно испортить. Тут важно всё: талант ученика, масштаб учителя, их взаимоотношения, способность дружить и учиться друг у друга. Убеждён, что поставить на поток данный процесс нельзя. Это скорей формат Пушкин – Вяземский или Жуковский. «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

    – Как мне кажется, писатель всегда перфекционист. Это изнуряет?

    – Заглянул однажды в «Новые Известия» и узнал, что на сегодняшний день в России 120 тысяч человек, которые пишут на русском языке и выпустили хотя бы одну книгу стихов, прозы или публицистики. То есть фактически каждый сотый. Очень жалко, что у нас столько изнурённых людей. А если серьёзно, любое дело, если ты отдаёшься ему с головой, изматывает. Сочинительское – особо. Здесь всё по гамбургскому счёту, и удовлетворение от результата тоже.

    – Как раскрутиться автору хорошей рукописи?

    – Литературный мир не так уж несправедлив, как его иногда представляют. Хорошую рукопись рано или поздно заметят. Просто автору нужно иногда стучаться в разные двери.

    – Что относите к системе табу в литературе?

    – Бумага всё стерпит. Для себя – невозможность говорить или писать о чём-либо в отсутствие личного опыта.

    – Насколько трудно вам давались первые стихи?

    – Сочинять я начал довольно поздно, лет в восемнадцать. Иногда это было эпизодическое письмо, с большими перерывами «на обед», а иногда километровое бумагомарание. Время ученичества и поиска, когда ужасно хотелось говорить, но о чём и как – я не знал. Отсюда множество заимствований и влияний, которые испытывал в тот период. Со временем желание говорить поубавилось, зато «о чём и как» приобрели реальные черты.

    – Не встречал ваших верлибров. Вам не интересно писать не в рифму?

    – Действительно, мои взаимоотношения со свободным стихом незначительны. Я написал верлибром четыре, может быть пять стихотворений. Это были, скорее, опыты. Но с уважением отношусь к авторам, которые избрали этот путь. Здесь, в ограничении поэтической палитры, они задействуют иные выразительные средства, особую эмоциональность или оригинально увиденную историю. Из тех, кого я знаю, очень интересны Газизова и Кочнев.

    Сергей Гандлевский сравнивает стихи Льва Лосева с выпитым залпом стаканом водки, когда перехватывает дыхание. Конечно,  рифмы, метафоры и прочее тоже важны, но сами по себе они мало что значат, как молоток или стамеска. Главное, чтобы качнулась земля и что-то внутри вздрогнуло. В общем, катарсис.

    – Что для вас «предстихи»?

    – Вечный вопрос: «из какого сора»... Хотя мне гораздо ближе Ивановское «В награду за мои грехи, / Позор и торжество, / Вдруг появляются стихи – / Вот так… Из ничего». Это может быть какое-то мимолётное впечатление, картинка, которая вдруг сама собой превращается в строку, а из неё, словно куст, начинает расти в разные стороны стихотворение. Или чисто ремесленный подход, где ты «выкладываешь буковки слова, отходишь посмотреть – как получилось». Бывает и такое, что возникает рифма, то есть стихотворение начинается с хвоста. А после того, как оно написано, возникает… Это, видимо, ощущения спортсмена после финиша, когда он не может отдышаться и не совсем отдаёт себе отчёт в том, что произошло.

    – Интересна ли вам новая территория – критика, драматургия, переводы, проза?

    – Всё вышеперечисленное требует времени, знаний, таланта и дисциплины. Это иной мир. Я не профессиональный литератор и зарабатываю на жизнь другим ремеслом. Поэзия для меня –  хобби, отдушина, если хотите, лёгкое времяпрепровождение. От чтения получаешь гораздо больше удовольствия, чем от собственных потуг. Я как болельщик: тащусь от Пеле и Марадоны, но иногда выхожу погонять мяч во дворе.

    – С точки зрения поэта, что такое оптимизация усилий?

    – Поменьше пить, побольше работать. Хотя бывает, что одно другому не мешает.

    – Почему на поэтов сегодня мало ходят?

    – Потому что поэзия не может собирать аншлаги, это ей противоестественно. Это раньше поэты были в салонах, на стадионах, в газетах, в телевизоре. Теперь их можно чаще встретить в интернете. Но настоящее их место в книгах, бумажных или электронных – не важно. Ибо стихи – это разговор тет-а-тет, глаза в глаза, а всё остальное от лукавого.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива С. Ливинского

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    340 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1205 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    446 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Магазин и арт-объект
    499 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное