• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 09:26 среда, 30 октября
    Академгородок:
    Пробки: 5 баллов
    30.10.2024
    USD: 97.33
    EUR: 105.44
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Стихи читают в одиночестве!»

    «Стихи читают в одиночестве!»

    «Стихи читают в одиночестве!»

    В Махачкале подвели итоги международного Волошинского литературного конкурса. Среди поэтов первенствовали Анна Трушкина и Варвара Заборцева.

    Анна ТРУШКИНА родилась в Иркутске в семье известного литературоведа, педагога и литературного критика Василия Трушкина. Окончила филологический факультет и аспирантуру Иркутского госуниверситета, защитила кандидатскую диссертацию в Литинституте им. Горького по творчеству Георгия Иванова. Как критик и поэт публиковалась в иркутской периодике, альманахе «Зелёная лампа», журналах «Интерпоэзия», «Новая Юность», «Дружба народов», «Плавучий мост», «Знамя», «Новый мир». Живёт в Москве.

    – Победить на Волошинском конкурсе – серьёзное достижение, поздравляю!

    – В этом конкурсе участвую не в первый раз, проходила в шорт-листы. На фестиваль в Калининград приезжала в прошлом году, а нынче в Махачкале – победа. Я очень счастлива. На мой взгляд, Волошинский конкурс – самый значительный, самый престижный для зрелых поэтов.

    – Должен ли поэт уметь ярко преподносить свои тексты?

    – Эстрадная манера мне не близка. Достаточно того, чтобы поэт читал внятно и с авторским ритмом. Люблю и часто слушаю записи чтения Кенжеева, Гандлевского, у которых как раз спокойная, размеренная интонация.

    – Поэтические тусовки хоть в Москве, хоть в Иркутске обычно не собирают больше полусотни слушателей. Как увеличить посещаемость литературных акций?

    – Стихи надо читать в одиночестве. А тусовки – это для общения, так что больше полусотни – уже перебор.

    – От каких книг получили удовольствие как критик, а от каких – как простой читатель?

    – Самое большое читательское удовольствие года – от книги стихов Елены Лапшиной «Сон златоглазки». А как критик я действительно насладилась всеми теми книгами, о которых написала рецензии: Инги Кузнецовой, Вадима Муратханова, Дмитрия Плахова (Москва), Константина Комарова (Екатеринбург), Светланы Михеевой (Иркутск)...

    – Что значит хороший критик?

    – Умный, эрудированный, доброжелательный, при этом едкий и неожиданно мыслящий, которого интересно читать, даже если ты не знаком с разбираемой им книгой.

    – Критику надлежит быть строгим, беспристрастным, справедливым. А мама вы строгая?

    – Я думаю, что да. Дети думают, что нет.

    – Ваше главное достижение на воспитательно-педагогическом поприще?

    – Ну, какие тут могут быть достижения… Две главных моих родительских стратегии – «мама-друг» и «мама будет тебя любить всегда, что бы ты ни натворил». Стараюсь их держаться.

    – Что читают ваши дети?

    – О, вот оно, моё главное достижение! У меня читающие дети. Старшая уже читает практически то же, что и я. А младший, во-первых, хорошие книги из моего детства (которые у меня все бережно сохранены), во-вторых, лучшие новинки из современной детской литературы, которые я ему подкладываю. Не так давно дочитал огромный том «Хроник Нарнии» и приступил к новинке современного французского автора про Вторую мировую войну.

    – Писательские гены это ответственно?

    – Никогда не мыслила себя вне литературы. В раннем детстве брала папин портфель и говорила: «Я пошла в издательство, я пишу роман». Так что да, чувствую свою ответственность. Пишу с оглядкой на отца. Надеюсь, ему бы кое-что понравилось.

    – Какая книга Василия Трушкина произвела на вас самое сильное впечатление?

    – Юношеские дневники отца, которые он вёл с конца 1930-х годов. Когда нашла эти старые тетрадки, читала их несколько дней запоем и плакала. Там сохранились его живые мысли, человеческие принципы, которые, в общем, остались такими же и в конце жизни. Я поздний ребёнок, и, к сожалению, папа умер, когда мне было всего 24 года. Конечно, за своими детскими проблемами многое упустила в нашем общении. Дневники мне очень помогают. Когда перечитываю их, слышу его голос. Очень рада, что в начале 2000-х удалось опубликовать отрывки из них с помощью замечательного издателя Геннадия Сапронова. Сейчас большая часть дневников доступна к прочтению на документальном сайте «Прожито», а одна из тетрадок экспонируется в Центре славянской письменности «Слово» на ВДНХ. Это потрясающий документ, многое говорящий не только об отце, но и о довоенном времени, о жизни думающего деревенского подростка в сталинскую эпоху. На мой взгляд, это чрезвычайно интересно даже людям, ничего не знающим о Трушкине.

    – С какими трудностями в исследованиях сталкивался ваш отец?

    – Отец занимался историей литературы Сибири, от Урала до Дальнего Востока – гигантский охват. Но поскольку времена на дворе стояли советские, постоянно приходилось себя ограничивать, идти на уступки: вставлять в работы, допустим, цитаты Ленина, подвёрстывать литераторов к соцреализму, искать революционную тематику. Без этого было невозможно напечатать научный труд. Некоторые крупные сибирские литераторы были репрессированы, отец многое сделал для того, чтобы вернуть их имена – это Исаак Гольдберг, Пётр Петров, Владимир Зазубрин. Отец впервые упомянул об иркутских модернистах – участниках «Барки поэтов», большинство из которых расстреляли. Напечатать их стихи, где нет злободневной революционной тематики, в советское время было невозможно. Сейчас многое удалось опубликовать. В этом есть и моя заслуга: львиную долю материала обнаружила в отцовском архиве. В 2001 году мы, опять же с издателем Геннадием Сапроновым и моим другом поэтом Виталием Науменко (к сожалению, недавно ушедшим), выпустили маленький сборничек «Барки», первую ласточку, а несколько месяцев назад вышел большой материал в научном журнале «Сюжетология и сюжетография». Можно сказать, что удалось наконец вернуть забытые имена в литературоведческий обиход.

    – Семья – тыл для поэта? А поэзия – тыл для чего?

    – Все бури происходят в душе, их так сразу и не разглядишь, и внешнее благополучие тут роли не играет. Но всегда хорошо, если есть тыл. У меня он есть.

    – Влюбчивая поэтесса – это тавтология?

    – Мой учитель поэт Анатолий Кобенков говорил, что все стихи из-за любви. И у меня тоже, конечно. Так что стихи – это гормональное. Вот только любовь бывает разной и к разному.

    – «Лучшие друзья девушек – это бриллианты»?

    – Отнюдь. У меня, конечно, есть и шубы, и бриллианты, и, между прочим, я их себе сама купила. А мужчины не для этого, они дарят книги, стихи и музыку.

    – Сколько в ваших стихах прожитого и выдуманного?

    – Эмоции всегда настоящие. А реалии могут быть сочинёнными, приукрашенными, изменёнными. У меня есть стихотворение о девушке из Новгорода XII века. И оно, конечно, и обо мне тоже.

    – О чём будут стихи, сочинённые вами в необычном месте, например, на ветке дерева?

    – О том, как я хочу спуститься вниз. А лучше – взлететь в небо.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото К. Скабардиной

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    310 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    694 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    411 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Магазин и арт-объект
    479 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я смотритель воды!»
    458 0
    "Навигатор" № 35 (1457) от 06.09.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Перевод может быть и точен, и красив!
    444 0
    "Навигатор" № 32 (1454) от 16.08.24

    Популярное