Владимир Познер: «Путин отказал мне трижды!»
Владимир Познер: «Путин отказал мне трижды!»
В Камерном зале филармонии 13 апреля прошла творческая встреча с Владимиром ПОЗНЕРОМ в рамках Транссибирского арт-фестиваля. Известный телеведущий два часа без тени усталости отвечал на вопросы новосибирцев.
– Почему вокруг много слов и мало реальных дел?
– Если вы с чем-то не согласны – не сидите сложа руки, обращайтесь в СМИ, долой лень и страх! Не надо ждать, что кто-то за вас это сделает. Надежда на то, что всё должно делать государство, – это советское наследие, это рабский взгляд на жизнь. Раб ничего не решает. Странно всё это наблюдать в стране, где крепостное право давно отменили…
На выборы в нынешнюю Государственную Думу не пришли 52% избирателей. Что, так сложно проголосовать? Представьте, какие большие перемены произошли бы в нашей жизни, если бы партия «Яблоко» набрала половину голосов всей страны. Нет, почему-то людям приятнее без конца критиковать «Единую Россию» – у себя на кухне…
Послушайте, почему в Ижевске на улицах чисто, а в Новосибирске – ну просто очень грязно? Может быть, налогоплательщикам пора выстроиться у мэрии с плакатами: «Наведите порядок, чёрт возьми!»? Увы, в России нет традиции отстаивать свои права…
В своё время в США противники войны во Вьетнаме сжигали государственные флаги. И правильно делали, молодцы! Граждане выражали свой протест: зачем нужна эта война, разве Вьетнам напал на Америку? В ходе афганской войны СССР потерял 15 тысяч молодых мужчин. А кого-то спросили: хотите там воевать? А можете мне сейчас объяснить, что такое интернациональный долг СССР перед Афганистаном? Войну во Вьетнаме остановили американские журналисты. А что писали в советских газетах?
– Как Вам кажется, повлияет ли на работу современных российских СМИ закон о штрафах за фейковые новости?
– Безусловно. Иначе зачем надо было принимать этот закон? Но ситуация с фейками неоднозначная. Представьте, я в спешке дам неточную новость. Меня за это что, сажать? В то же время ложь нередко сообщается официально, и мы это прекрасно знаем, не буду приводить примеры.
Знаете что? Если мою программу закроют, с голоду не сдохну – заработал достаточно. В крайнем случае уеду из России – у меня три паспорта…
– Нет ли опасности тотального перехода медийных лиц с телевидения на каналы Ютуба?
– Не думаю. Ютуб дополняет телевидение, а не отменяет его. Но всё же видеоблогеры не журналисты, они выражают своё мнение, нередко матом, как тот же Дудь. А журналистика – это правдивость, объективность, своевременность.
Периодически приходится слышать о засилье ужасных ток-шоу на телевидении. Как сделать так, чтобы они исчезли – хотя бы из прайм-тайма? Да очень просто – перестать их смотреть! Всё, рейтинги упадут, и программу закроют.
– Популярной телепрограмме «Познер» уже 11 лет. Кого до сих пор не удалось зазвать на беседу?
– Путина. Я приглашал его трижды – и всякий раз получал отказ. Но всё же не теряю надежды взять интервью у Президента России. Вообще-то Путин общается с прессой – он давал интервью американским, немецким, французским журналистам, когда нужно было объяснить ту или иную политическую ситуацию. У меня же свой подход: я буду задавать неудобные вопросы. Так что логика Путина понятна: он и так безоговорочный национальный лидер – зачем ему Познер?
– Журналистика – творчество или ремесло?
– Для кого-то одно, для кого-то – другое…
– Кто-нибудь однажды задал вопрос, поставивший Вас в тупик?
– О да! «Оказавшись в аду, у каких трёх человек вы взяли бы интервью?» Шикарный вопрос! Пожалуй, одну персону я назову не раздумывая. Ленин – точно в аду, и вот с ним очень бы хотелось поговорить начистоту.
Кстати, а почему в Новосибирске до сих пор есть улица Ленина, площадь Ленина? Не пора ли их переименовать? Думаю, я не смог бы уснуть в доме на улице Дзержинского. А ведь этот палач увековечен в каждом российском городе!
Всех, кто ностальгирует по СССР, я бы отселил в специально отведённое место. Страна у нас большая, никого не стеснят…
– Кто ещё из умерших знаменитостей Вас привлекает в качестве возможного собеседника?
– Леонардо да Винчи.
– Ваше мнение о современном искусстве?
– Если меня что-то трогает – значит, это современно. В Вене я был на выставке Питера Брейгеля-младшего, это поразительно: каждая картина вызывает бурю эмоций! В Риме видел небольшие полотна Джотто…
Но я не искусствовед, а потребитель. Кому 200 лет назад были адресованы живопись, музыка, литература? Людям с образованием. Сегодня та же картина: неподготовленный человек вряд ли отзовётся на музыку Стравинского.
Жизнь коротка, искусство вечно – неспроста столько веков живёт это изречение. Интересно, а Хаски будут слушать через 500 лет? А через 50? А ведь Баха мы слушаем. Не уверен, что Хаски – это искусство.
– Вы как-то утверждали, что в театре должны играть профессионалы. Сейчас считаете так же?
– В своё время министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева вызвала к себе ведущих артистов и выступила на тему «Будущее – за самодеятельностью». В конце встречи к ней обратился Борис Ливанов: «Прошу прощения, а в случае необходимости вы к какому гинекологу пойдёте – к дипломированному или к любителю?» Безусловно, на артиста нужно выучиться. Но театры сейчас нередко приглашают сыграть в спектаклях тех, кого именуют «медийными персонами» – вроде как ради расширения зрительской аудитории. Их право, но в самолёт к лётчику-любителю я бы не сел.
– А Вы считаете себя актёром, будучи занятым в спектакле «Чёрт, солдат и скрипка», который был показан на Транссибирском арт-фестивале?
– Между прочим, меня Марлен Хуциев приглашал на главную роль в картине «Застава Ильича», а также предлагал сняться в фильме «Июльский дождь»! А Олег Ефремов звал в «Современник» – сыграть в спектакле «Двое на качелях»… Как вы думаете, просто так?
Что же касается истории создания спектакля «Чёрт, солдат и скрипка» с музыкой Стравинского, должен сказать, что от приглашения Дмитрия Ситковецкого выйти на сцену я сразу решительно отказался. Он уговорил меня на одну репетицию. Я пришёл, увидел Андрея Макаревича – и вдруг возникла вольтова дуга…
На премьере в Зале имени Чайковского был биток – совершенно неожиданно для меня. На поклонах нам устроили овацию – оказалось, это очень приятно. Затем мы сыграли спектакли в Питере, Ижевске – и везде реакция публики была какой-то сумасшедшей! В Новосибирске нам оказали тоже очень тёплый приём. Почему так? Казалось бы, непростой материал, Стравинский. Это не группа «Ленинград»…
Наверное, новосибирцы увидели последний спектакль с моим участием. В апреле буду очень плотно занят: впереди поездки в Тулу, Красноярск, Ялту, после уеду на три недели в Японию на съёмки нового фильма.
– Что больше всего цените в людях?
– Ум. У меня аллергия на дураков: могу упасть в обморок от великой глупости!
– В Новосибирске Вы успели продиктовать Тотальный диктант. Легко согласились на это?
– Меня привлекает благая цель этого движения. Как мне кажется, диктант придуман для того, чтобы считалось: грамотно писать – это круто. Обожаю грамотное письмо. Русский язык очень непростой, и меня расстраивает, когда его хотят упрощать. Любить родной язык – это и есть патриотизм, не правда ли? Тотальный диктант – замечательное дело. Он воспитывает в людях любовь, а не вражду и ненависть.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото Александра Иванова
НАША СПРАВКА
Познер Владимир Владимирович. Родился 1 апреля 1934 года. Журналист, телеведущий. Первый президент Академии российского телевидения (1994-2008). Ведущий авторской программы «Познер». Участник телепрограмм Первого канала «Времена», «Король ринга», «Болеро», «Минута славы». Автор фильмов (совместно с Иваном Ургантом) «Тур де Франс», «Еврейское счастье», «Их Италия», «В поисках Дон-Кихота», «Самые. Самые. Самые» и др. Многократный лауреат премии ТЭФИ. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Дружбы народов, орденом Почёта, медалью «За трудовую доблесть», орденом Почётного легиона.
Комментарии