• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 12:48 воскресенье, 16 февраля
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    16.02.2025
    USD: 90.31
    EUR: 94.89
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Я за новаторство!»

    «Я за новаторство!»

    «Я за новаторство!»

    В прошлом году Мирослава БЕССОНОВА отмечена двумя серьёзными наградами: спецпризом премии «Лицей» и премией журнала «Дружба народов». С молодой уфимской поэтессой побеседовал постоянный автор «Навигатора» Юрий Татаренко.

    Родилась в 1995 году в Уфе. Автор двух книг стихов. Лауреат конкурса молодых поэтов им. В. Науменко, премии журнала «Бельские просторы». Обладатель ежегодной межрегиональной поэтической премии им. Н. Благова в номинации «Верность традиции». Победитель республиканского студенческого фестиваля (Уфа, 2015). Гран-при межрегионального литературного турнира (Самара, 2015). Финалист XIII Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «МЦЫРИ» (Москва, 2017). Публиковалась в журналах «Интерпоэзия», «Знамя», «Дружба народов», «Бельские просторы» и др.

    – В имени «Мирослава» я прочёл глагол «росла». А какой ты росла девочкой?

    – Всегда была ранимой и скромной. Многое меня доводило до слёз. В школе, зная ответ на вопрос учительницы, стеснялась поднять руку. Когда кто-то другой получал пятёрку, радовалась внутри, что тоже знаю правильный ответ…

    Много времени проводила у бабушки. Она очень любит искусство, в частности поэзию Фета и Андрея Дементьева. У нас был двухтомник Мандельштама и много Есенина. Всё это я прочитала полностью и не по одному разу.

    Ещё были четыре года музыкальной школы, играла на домбре. Видимо, эти занятия развили поэтический слух. Музыкалку, к сожалению, не окончила – в связи с переводом в гимназию, которая находилась в десяти остановках от дома.

    Первое стихотворение написала в восемь лет. Позже для стихов я завела тетрадочку с пёсиками на обложке. Что-то писала туда раз в месяц. Мне кажется, все этим балуются в школе. И мало кто осознаёт, что поэзия – его призвание.

    – В финале рецензии на твою вторую книгу сказано: «Кропотливый этот труд – искать себя на глубине мистических перерождений». Согласна?

    – Не отрицаю, что стихи мои сложные, метафизические. Наверное, они не для каждого. А вот, к примеру, московскому поэту и критику Борису Кутенкову близко то, что я пишу. Обе мои книги – поиск себя. Сейчас набирается стихов на третью. И, конечно, это кропотливый труд. Хотя писать стихи для меня больше радость и удовольствие, чем изнурительная работа. Раньше могла корпеть над текстом несколько суток, мучить себя, что-то сокровенное доставая изнутри… А этой зимой, бывало, что стихотворение писала за семь-восемь минут!

    Обычно пишу периодами. Пауза между стихами может длиться два-три месяца. Сейчас это нестрашно, а раньше отсутствие стихов меня пугало, боялась, что они не вернутся. И было непонятно, что делать. Вымучивать из себя что-то неискреннее – неправильно. Сегодня не жду стихов, а просто живу: путешествую, читаю, работаю, общаюсь с друзьями. Бывает такое, что слышу особо хорошую песню в наушниках в автобусе – и всё, пошли свои слова, начались стихи. Записываю в «Заметки» на телефоне. Обработка, редактура длится довольно долго – бывало, что и месяц. Но обычно пишу стихи днём, на работе.

    – Твой пример плохой рифмы?

    – «Кровь-любовь-морковь»! Однокоренные рифмы «ботинок-полуботинок» – тоже плохо. И глагольные рифмы режут слух. Я за новаторство. Руководствуюсь правилом: не рифмовать одни и те же части речи. Ещё мне нравится использовать составные рифмы.

    – Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация. А что ещё?

    – Работа с языком. И приращение смыслов. И это – главное для поэта.

    – Чем, по-твоему, различаются хорошие стихи – и очень хорошие?

    – От хорошего текста испытываешь восторг: будто сидел в темноте, а прочёл классное стихотворение – и оказался под софитами! А если таким текстом хочется ещё и немедленно поделиться – значит, он очень хороший.

    – Поделиться с кем?

    – С друзьями, которые имеют интерес к поэтической сфере. Я не мучаю стихами тех, кому они не интересны. В последнее время наталкиваюсь на хорошие стихи очень часто. В подборке Ефима Бершина в «Дружбе народов» первое же стихотворение – очень сильное. В «Новом береге» подборка Геннадия Каневского – это вообще полный восторг.

    – Интересные у тебя сочетания: то Есенин с Мандельштамом, то Бершин с Каневским…

    – Я разное читаю. Но у каждого сильного поэта чувствуется его особенная неповторимая боль. У Виталия Кальпиди – сочетание нежности и шока. В 2013 году он приезжал в Уфу с презентацией книги IZBRANNOE. Но я тогда не знала, кто это. Прочитала что-то слишком откровенное в Сети – не зашло. Тогда я к поэзии Кальпиди была не готова. Гораздо позже случайно прочла его стихотворения снова – и переоценка ценностей случилась.

    – Как отражается современность у тебя в стихах? Вообще, ставишь ли такую поэтическую задачу?

    – Проблемы внешнего мира обязательно находят своё отражение. Стихотворение также делает актуальным речь: у автора середины ХХ века и пишущих сегодня она довольно сильно различается. В современный язык вписываются заимствования, жаргонизмы, мемы. Я легко впускаю всё это и в свой обыденный лексикон, и в поэтический словарь. Хотя, конечно, хочется сохранить как можно больше исконно русского.

    – Довольно часто твой лирический герой – мужского рода. Это нормально?

    – Я пишу от лица человека, а это слово мужского рода. В моих стихах лирический герой – некое существо. Его пол определяют читатели.

    – «Не бейся, небо» – что это за призыв в твоём стихотворении?

    – Речь идёт о грозе, громе – неистовом состоянии в вышине. Вообще, повелительное наклонение использую крайне редко – как в стихах, так и в жизни.

    – Как переживаешь неудачи?

    – Спокойно. Обидно только, если моя оценка победителя не совпадает с мнением жюри. Порой читаешь стихи призёров и думаешь: занявший второе место сильнее чемпиона, почему же победил не он? Зависти к другим у меня нет – только радость. Вопроса «Эх, почему это написала не я?» не возникает. Ну, не написала. Здорово, что это вообще написано!

    Жизнь – непрерывный диалог с самим собой. Ты неустанно пытаешься обустроить свой внутренний мир. Но внешний мир зачастую препятствует этому. И ты вынужден действовать на два фронта. Соответственно, душевных ран – в два раза больше.

    – Печаль может быть топливом для стихов?

    – Да. Но я могу писать, только если на душе полный штиль. Если испытываю сильные чувства – злюсь, к примеру, то тут не до стихов. Когда бабушка лежала в больнице с ковидом, я ездила к ней почти каждый день. Хотела просто слышать её голос и осознавать, что она ещё жива. В этот период мне совсем не писалось. Сильные эмоции меня как поэта сбивают с толку.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива М. Бессоновой

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Самая нужная тьма
    407 0
    "Навигатор" № 4 (1477) от 07.02.25
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Юмор – вещь сложносочинённая»
    511 0
    "Навигатор" № 47 (1469) от 29.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    456 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    509 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    409 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    411 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24

    Популярное