Высокая миссия музыки
Высокая миссия музыки
Наша жизнь щедра на удивительные встречи, влекущие за собой великие дела: новые идеи, открытия, взаимоотношения. Иногда случается, что встреча и событие отстоят друг от друга далеко во времени и пространстве.
Где-то в необъятных космических просторах стремительно движется планета Лаврентина, названная в честь математиков, отца и сына Лаврентьевых. А в Доме ученых на благотворительном концерте звучали посвященные им лучшие произведения русской и мировой классики в исполнении Русского академического оркестра.
О музыке и жизни мы поговорили с его художественным руководителем, народным артистом России Владимиром Поликарповичем ГУСЕВЫМ.
– Вы лично не знали Михаила Алексеевича, но видели его не раз. При каких обстоятельствах?
– Как раз сейчас ехал в машине и вспоминал 1956 год… Тогда я был еще студентом, наблюдал Лаврентьева издалека и сразу понял, что это – титанище. Затем вспомнился эпизод – приезд Хрущева в Новосибирск, когда мой шеф, Иван Матвеевич Гуляев, делал колоссальный сборный оркестр. Мы всем составом играли в театре. На концерте присутствовали первые лица города, в том числе и Михаил Алексеевич. Третий раз – в 70-х годах. Мы приезжали с концертом в Академгородок. Среди публики было много ученых с семьями и друзьями. В 90-х, когда над коллективом навис дамоклов меч и решалось – быть оркестру или не быть, письмо за его сохранение с подписями 23 академиков Сибирского отделения отправили Ельцину. Встреча и личное знакомство с сыном, Михаилом Михайловичем Лаврентьевым, состоялись позднее, когда создавалось Новосибирское отделение Петровской академии наук и искусств. Потом мне чаще приходилось стоять спиной к науке, а наука сидела лицом к оркестру. Эти недолгие встречи нас взаимно обогащали. Скажу честно: играть здесь было ответственно и интересно, потому что чувствовался высочайший интеллектуальный уровень, заинтересованность в искусстве и музыке. Тонкость восприятия всегда отличала публику Академгородка.
– Видны ли с дирижерского пульта изменения публики, приходящей на концерты, и каковы они?
– Конечно, зритель с годами меняется, ведь ничто не проходит даром. Каждый концерт сегодня – это, если хотите, война. Потому что мы многое упускаем в школьном образовании. Раньше в советской школе большое внимание уделяли эстетическому воспитанию. Сегодня это на каком-то дальнем плане. Тесты, ЕГЭ… Всё, к сожалению, подменяется на систему «Попал – не попал, угадал – не угадал». Та музыка, которую мы исполняем, связана с душой, с сохранением культуры. Это передача национальных традиций, что сейчас многими утеряно.
– Ваш любимый зритель и слушатель, какой он?
– Умный, чуткий. Когда этот тонкий, негромкий, акварельный по звучанию оркестр попадает в такой зал, все мы буквально заражаемся, стараемся тончайшие нюансы, малейшее движение души, смену чувств передать залу. И зритель очень хорошо реагирует. Мне кажется, каждый становится чуточку добрее и счастливее. В этом и заключается высокая миссия музыки.
– В детстве и юности какую музыку предпочитали? Изменились ли пристрастия с годами?
– Прежде всего, воспитан я на песнях военных лет, русских песнях. А потом учился классике, русской и зарубежной. И со временем мои вкусы не изменились. У народной музыки, если разобраться, тоже есть авторы. Она по-своему классична: проверена временем и публикой.
– Когда поняли свое призвание?
– После десятого класса, когда встал вопрос о выборе профессии, я уже окончил музыкальную школу. Мог за 5 лет получить диплом любого института, но выбрал более долгий путь – 8 лет учебы. А потом еще поступил в аспирантуру. И никогда не жалел.
– Как близкие отнеслись к этому выбору?
– Тогда все было проще. Единственное опасение у родителей вызывал мой инструмент. Считалось, что баян – это свадьбы. «Смотри, сопьешься!» – предостерегали меня родные. Отец погиб, и его мне заменил дедушка. Он очень хотел, чтобы я играл, и всячески пресекал подобные разговоры.
– Расскажите об основных вехах профессиональной карьеры.
– Карьера была быстрой и весьма успешной. В 1965 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки по двум специальностям: баян и дирижирование. После окончания консерватории работал заведующим кафедрой народных инструментов в Дальневосточном институте искусств. В 1967-м – аспирантура в Новосибирске. С 1969 года – второй дирижер Оркестра русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. А с 1976-го – художественный руководитель и главный дирижер этого коллектива.
– Отличается ли Гусев-музыкант от Гусева-дирижера?
– Никогда не задумывался. Это просто этап перехода из одного состояния в другое. Впрочем, шаг был трезвым и осмысленным.
– Какими профессиональными качествами должен обладать хороший исполнитель? А дирижер?
– Терпение и уверенность. На пути каждого встречается много неудач и разочарований. Здесь важно сохранить веру в то, что все получится. Полного удовлетворения никогда не бывает. Удовлетворение – состояние успокоенности, а неудовлетворение – своеобразный двигатель. Оно порождает стремление сделать еще лучше.
– Про какой концерт смело можете сказать, что он удачный?
– Аплодисменты – еще не гарантия полного успеха, хотя реакция зала, конечно, тоже имеет значение. Случается, что и публика принимает хорошо, а тебе самому концерт не нравится. Внутри ты слышишь то, как должно быть, и сравниваешь с тем, что получается.
– Как часто вашему коллективу приходится участвовать в подобных акциях?
– Такие мероприятия для нас не редкость. Прекрасно знаем, что есть люди, которые хотят попасть на концерт оркестра, но не могут это сделать по материальным соображениям. Нам много помогает мэрия. Стараемся больше работать со школьниками – нашими будущими слушателями.
– Ваше мнение: какой должна быть благотворительность?
– Все понимают, в какой стране мы живем. У нас никто этим не занимается. Закона о благотворительности нет. Искусство и наука сейчас находятся в таком состоянии, что люди работают в них за совесть, по хорошей привычке трудиться, за счет каких-то моральных устоев. Как говорится, не благодаря, а вопреки всему. Финансирование недостаточное. Думаю, многие, в том числе и мои музыканты, могли бы больше заниматься благотворительностью, если бы им не приходилось думать о куске хлеба.
– Что пожелаете нашим читателям?
– Желаю всем счастья, здоровья. Очень хотелось бы видеть замечательных, чутких жителей Академгородка на наших выступлениях. Надеюсь, эти концерты будут приносить радость и удовольствие.
Светлана КНИЖНИК
Р.S. Средства, вырученные от благотворительного концерта, пойдут на создание фильма о Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве, – это около 100 тысяч рублей. В их числе и 15 тысяч, которые зрители собрали после выступления оркестра. Люди «проголосовали рублем» за то, что картине быть!
Группа создателей фильма благодарит замдиректора ДУ Т. Бальбурову за помощь в организации концерта и студию флористики Е. Нежинской за букеты для музыкантов.
Комментарии