• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 05:22 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Видеть высшие смыслы»

    «Видеть высшие смыслы»

    «Видеть высшие смыслы»

    В конце июня в литстудии «З12» в ГПНТБ СО РАН прошла творческая встреча с поэтессой Еленой Жамбаловой. Вместе с новосибирскими стихотворцами Антоном Метельковым и Виталием Шатовкиным она провела 10-дневную литсмену для детей «Человек читающий», организованную школой НООГЕН.

    Елена Александровна ЖАМБАЛОВА родилась в 1986 году в Красноярском крае. В 2008-м окончила филфак Бурятского госуниверситета. Лауреат премии «Лицей» в номинации «Поэзия», всероссийской литературной премии «В поисках правды и справедливости». Публиковалась в журналах «Знамя», «Сибирские огни», «Южное сияние», «Новая Юность», «Байкал», «Паровоз», «Иркутское время» и др. Живёт в Бурятии, в селе Эрхирик.

    – Вопрос маме четверых детей: легко ли быть вожатой?

    – Нет, это довольно тяжело: дети – те ещё вампирёныши, подсасывают энергию с утра до вечера. Правда, от них и подзаряжаешься неслабо. Мне важно уважать себя. И, когда работаю с детьми, я себя уважаю.

    – Много ли стихов написали в этом году?

    – Стала меньше чувствовать. Раньше было множество комплексов, страхов. Могла неожиданно заплакать. Сейчас смирилась со своими изъянами, прошла курс антидепрессантов. Соответственно, пишу сейчас очень мало.

    – Вы ощущаете себя русской поэтессой или балансируете между двумя культурами, русской и бурятской?

    – Я родилась в русскоязычной семье. Бурятский знаю плохо. Но звукопись и ритмика бурятской поэзии меня, безусловно, привлекают.

    – Как часто читает прозу поэт Жамбалова?

    – Вообще как читатель я большой лентяй, мне открыть новую книгу – целое геройство. А если уж открою и зацепит, значит я уже в восторге. Никак не могу дочитать Лескова, роман «Некуда», остановилась на середине и почему-то не читаю дальше, хотя мне нравится и сам роман, и главный герой. Приятно знать, что в любой момент я могу открыть его и читать дальше. Это греет мне душу больше самого чтения.

    Очень понравились два романа Мережковского: «14 декабря» и «Юлиан Отступник». В «Огнях Кузбасса» понравилась повесть Романа Сенчина «Срыв». Читаю Дарью Верясову, считаю её сильным прозаиком и драматургом. Интересен стиль и тематика рассказов Виктории Сагдиевой из Кемерова. Люблю рассказы бурятской писательницы Анны Банаевой, лёгкие и ироничные. Обожаю рассказы Алины Пожарской из Москвы, о подростках.

    – Когда начались ваши стихи?

    – В детстве качалась на качелях и придумывала песенки, чаще о любви. В седьмом классе написала стишок о Пушкине. Учась на филфаке, сочиняла что-то «на тему», то вариации на плач Ярославны, то на пастернаковскую и цветаевскую «Магдалину». Всегда внешне несерьёзно относилась к этому, а в глубине души, наоборот, верила, что стану поэтом. Могу сказать, что до сих пор ничего не изменилось…

    – Как различаете хорошие стихи и не очень?

    – Сначала я опираюсь на чувства. Мне нужно, чтобы я почувствовала что-то, чтобы откликнулось. Когда читаю в первый раз, не сразу считываю поэтическое высказывание, не сразу понимаю, удалось ли автору через ряд образов достичь своей цели и вывести меня в иное пространство, сказать мне что-то, чего я ещё не слышала или о чём даже не думала, но магию звука, магию энергетического поля я чувствую сразу. И дальше идёт всё остальное.

    – Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация, а что ещё?

    – Какой-то интересный ряд, метафоры – и сразу неологизмы… Поэзия – это то, что мы видим между словами, то, что слова в своих новых связях удивительным образом говорят нам не собою – но за собою. 3D-картинки такие. Но это чудо превращения не просто фокус ради фокуса. То, что мы видим, спасает нас, помогает жить дальше.

    – Необходимые составляющие поэта – любовь к языку, чувство прекрасного, наблюдательность, отзывчивость. Что добавите?

    – Поэт должен быть честен перед листом бумаги. То есть я не говорю, что надо выворачивать себя наизнанку, сверкая всеми своими ранами, но синтетика, искусственность, сделанность сразу бросятся в глаза. Поэту надо писать о том, о чём он болеет, о чём он сам хочет услышать. Попробовать спасти себя и через это спасти ещё кого-то.

    – Вопрос к мастеру слова: Байкал и бокал – плохая рифма?

    – Хорошая. Только не моя.

    – Что такое ваша территория комфорта?

    – Мне везде хорошо, когда я себя уважаю. Для этого мне надо что-то делать. По умолчанию любить и уважать себя мне не дано, увы. Так что моя территория комфорта – это условия, в которых я буду пахать на какое-то благо. И чтобы иногда мне говорили за это спасибо и какая я молодец, и какая я хорошая, и какая я красивая.

    Мне хорошо, когда я знаю, что рядом люди, которые меня уважают. Но «мир непрост, совсем непрост»… Поэтому я разворачиваю фокус с себя и стараюсь сама уважать и любить, вне зависимости, кто как ко мне относится. Часто не получается.

    – Лучший способ монетизации литспособностей?

    – Выпустить книгу. Продавать её. Участвовать в премиях – «Лицей», например. Редактировать книги другим за деньги. Ездить на Форум молодых писателей, получить там стипендию. Устраивать курсы стихосложения или обучения прозаическому мастерству. Переводы литературные. Статьи для журналов.

    – Тексты песен Стаса Михайлова трудно назвать поэзией. Однако на его концертах неизменные аншлаги. Почему?

    – Потому что людям хочется отдохнуть. И правильно, пусть отдыхают как могут.

    – Что любите и что не любите?

    – Люблю, когда уютно, когда меня любят. Когда я могу быть полезной для людей в не особо напряжных для меня делах. Когда можно смотреть на красивое не только на экране. Когда у мужа есть время и возможность свозить нас с детьми на Байкал. Когда есть ощущение свободы. Когда такое состояние, что за каждой вещью и взаимодействием вещей видишь высшие смыслы. Поэзия, искусство вообще – вводит в него. И лишь находясь сам в этом состоянии, ты можешь творить.

    Не люблю, когда всё наоборот.

    – Современный подросток не знает годы жизни Лермонтова. А что и о ком ему знать необходимо, по вашему мнению?

    – Пусть знает, что его любят и что люди хорошие. Что жить на земле интересно. И что одной жизнью на земле всё не заканчивается. А годы жизни Лермонтова я что-то не вспомню – пойду погуглю.

    – Что читают ваши дети? Кем хотят стать?

    – Мои дети играют в Minecraft и Roblox (компьютерные игры. – Прим. ред.), пляшут на видео в приложениях Likee и TikTok и совершенно не хотят читать. Надеюсь, что когда-нибудь их потянет и книга. Надо нам что-то придумать, чтобы их заинтересовать.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива Е. Жамбаловой

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1217 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное