«Видеть высшие смыслы»
«Видеть высшие смыслы»
В конце июня в литстудии «З12» в ГПНТБ СО РАН прошла творческая встреча с поэтессой Еленой Жамбаловой. Вместе с новосибирскими стихотворцами Антоном Метельковым и Виталием Шатовкиным она провела 10-дневную литсмену для детей «Человек читающий», организованную школой НООГЕН.
Елена Александровна ЖАМБАЛОВА родилась в 1986 году в Красноярском крае. В 2008-м окончила филфак Бурятского госуниверситета. Лауреат премии «Лицей» в номинации «Поэзия», всероссийской литературной премии «В поисках правды и справедливости». Публиковалась в журналах «Знамя», «Сибирские огни», «Южное сияние», «Новая Юность», «Байкал», «Паровоз», «Иркутское время» и др. Живёт в Бурятии, в селе Эрхирик.
– Вопрос маме четверых детей: легко ли быть вожатой?
– Нет, это довольно тяжело: дети – те ещё вампирёныши, подсасывают энергию с утра до вечера. Правда, от них и подзаряжаешься неслабо. Мне важно уважать себя. И, когда работаю с детьми, я себя уважаю.
– Много ли стихов написали в этом году?
– Стала меньше чувствовать. Раньше было множество комплексов, страхов. Могла неожиданно заплакать. Сейчас смирилась со своими изъянами, прошла курс антидепрессантов. Соответственно, пишу сейчас очень мало.
– Вы ощущаете себя русской поэтессой или балансируете между двумя культурами, русской и бурятской?
– Я родилась в русскоязычной семье. Бурятский знаю плохо. Но звукопись и ритмика бурятской поэзии меня, безусловно, привлекают.
– Как часто читает прозу поэт Жамбалова?
– Вообще как читатель я большой лентяй, мне открыть новую книгу – целое геройство. А если уж открою и зацепит, значит я уже в восторге. Никак не могу дочитать Лескова, роман «Некуда», остановилась на середине и почему-то не читаю дальше, хотя мне нравится и сам роман, и главный герой. Приятно знать, что в любой момент я могу открыть его и читать дальше. Это греет мне душу больше самого чтения.
Очень понравились два романа Мережковского: «14 декабря» и «Юлиан Отступник». В «Огнях Кузбасса» понравилась повесть Романа Сенчина «Срыв». Читаю Дарью Верясову, считаю её сильным прозаиком и драматургом. Интересен стиль и тематика рассказов Виктории Сагдиевой из Кемерова. Люблю рассказы бурятской писательницы Анны Банаевой, лёгкие и ироничные. Обожаю рассказы Алины Пожарской из Москвы, о подростках.
– Когда начались ваши стихи?
– В детстве качалась на качелях и придумывала песенки, чаще о любви. В седьмом классе написала стишок о Пушкине. Учась на филфаке, сочиняла что-то «на тему», то вариации на плач Ярославны, то на пастернаковскую и цветаевскую «Магдалину». Всегда внешне несерьёзно относилась к этому, а в глубине души, наоборот, верила, что стану поэтом. Могу сказать, что до сих пор ничего не изменилось…
– Как различаете хорошие стихи и не очень?
– Сначала я опираюсь на чувства. Мне нужно, чтобы я почувствовала что-то, чтобы откликнулось. Когда читаю в первый раз, не сразу считываю поэтическое высказывание, не сразу понимаю, удалось ли автору через ряд образов достичь своей цели и вывести меня в иное пространство, сказать мне что-то, чего я ещё не слышала или о чём даже не думала, но магию звука, магию энергетического поля я чувствую сразу. И дальше идёт всё остальное.
– Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация, а что ещё?
– Какой-то интересный ряд, метафоры – и сразу неологизмы… Поэзия – это то, что мы видим между словами, то, что слова в своих новых связях удивительным образом говорят нам не собою – но за собою. 3D-картинки такие. Но это чудо превращения не просто фокус ради фокуса. То, что мы видим, спасает нас, помогает жить дальше.
– Необходимые составляющие поэта – любовь к языку, чувство прекрасного, наблюдательность, отзывчивость. Что добавите?
– Поэт должен быть честен перед листом бумаги. То есть я не говорю, что надо выворачивать себя наизнанку, сверкая всеми своими ранами, но синтетика, искусственность, сделанность сразу бросятся в глаза. Поэту надо писать о том, о чём он болеет, о чём он сам хочет услышать. Попробовать спасти себя и через это спасти ещё кого-то.
– Вопрос к мастеру слова: Байкал и бокал – плохая рифма?
– Хорошая. Только не моя.
– Что такое ваша территория комфорта?
– Мне везде хорошо, когда я себя уважаю. Для этого мне надо что-то делать. По умолчанию любить и уважать себя мне не дано, увы. Так что моя территория комфорта – это условия, в которых я буду пахать на какое-то благо. И чтобы иногда мне говорили за это спасибо и какая я молодец, и какая я хорошая, и какая я красивая.
Мне хорошо, когда я знаю, что рядом люди, которые меня уважают. Но «мир непрост, совсем непрост»… Поэтому я разворачиваю фокус с себя и стараюсь сама уважать и любить, вне зависимости, кто как ко мне относится. Часто не получается.
– Лучший способ монетизации литспособностей?
– Выпустить книгу. Продавать её. Участвовать в премиях – «Лицей», например. Редактировать книги другим за деньги. Ездить на Форум молодых писателей, получить там стипендию. Устраивать курсы стихосложения или обучения прозаическому мастерству. Переводы литературные. Статьи для журналов.
– Тексты песен Стаса Михайлова трудно назвать поэзией. Однако на его концертах неизменные аншлаги. Почему?
– Потому что людям хочется отдохнуть. И правильно, пусть отдыхают как могут.
– Что любите и что не любите?
– Люблю, когда уютно, когда меня любят. Когда я могу быть полезной для людей в не особо напряжных для меня делах. Когда можно смотреть на красивое не только на экране. Когда у мужа есть время и возможность свозить нас с детьми на Байкал. Когда есть ощущение свободы. Когда такое состояние, что за каждой вещью и взаимодействием вещей видишь высшие смыслы. Поэзия, искусство вообще – вводит в него. И лишь находясь сам в этом состоянии, ты можешь творить.
Не люблю, когда всё наоборот.
– Современный подросток не знает годы жизни Лермонтова. А что и о ком ему знать необходимо, по вашему мнению?
– Пусть знает, что его любят и что люди хорошие. Что жить на земле интересно. И что одной жизнью на земле всё не заканчивается. А годы жизни Лермонтова я что-то не вспомню – пойду погуглю.
– Что читают ваши дети? Кем хотят стать?
– Мои дети играют в Minecraft и Roblox (компьютерные игры. – Прим. ред.), пляшут на видео в приложениях Likee и TikTok и совершенно не хотят читать. Надеюсь, что когда-нибудь их потянет и книга. Надо нам что-то придумать, чтобы их заинтересовать.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Е. Жамбаловой
Комментарии