Вадим РЕПИН: «Музыка – это фантазия и порядок»
Вадим РЕПИН: «Музыка – это фантазия и порядок»
7 апреля в музыкальном салоне НГУ состоялась встреча со всемирно известным скрипачом Вадимом Репиным. Уроженец Новосибирска, ныне живущий в Швейцарии, стал художественным руководителем первого Транссибирского арт-фестиваля с участием звезд мировой сцены. С этой животрепещущей для Репина темы и начался разговор.
– Как Вы, действующий музыкант, решились на организацию столь масштабного мероприятия?
– В России уже существуют фестивали, связанные с именами пианиста Дениса Мацуева, дирижера Валерия Гергиева. После того как в Новосибирске появился концертный зал, куда не стыдно приглашать музыкантов мирового уровня, возникла идея организовать подобное масштабное событие и в столице Сибири. Василий Алексеевич Юрченко, занимавший в то время пост губернатора области, загорелся этой идеей. Пообещал: «Поможем всем, чем только сможем» – и сдержал слово.
Многое пришлось делать с нуля, и никто не знал, что из этого получится. Но ведь импровизация – важная составляющая в любом деле. А если не ставить перед собой высокие цели, то вообще вряд ли что-то когда-либо получится!
Первая трудность возникла с определением сроков проведения фестиваля. Я гастролирую 11 месяцев в году, и свободных дней между выступлениями – обычно 2-3, не больше. И вот (о чудо!) в апреле в моем графике нашлось двухнедельное окно. Быть худруком фестиваля – дело крайне ответственное, требующее твоего ежедневного присутствия, поэтому о том, чтобы просто появиться здесь на пару дней, и речи даже не шло.
А вот появление в Новосибирске некоторых крайне востребованных музыкантов сродни подвигу с их стороны. К примеру, японский дирижер Кент Нагано прилетел к нам из Мадрида, а сразу после концерта отправился в Берлин. Его коллега Валерий Гергиев выкроил день из своего крайне напряженного рабочего графика в Лондоне.
В моем представлении фестиваль – большой музыкальный праздник, который должен оставлять послевкусие. Хотел все организовать так, чтобы публика с нетерпением ждала наш следующий фестиваль. Не стану скрывать, на это потратил много времени, сил, здоровья, нервов.
– Вы солист, выступаете с лучшими оркестрами мира. А приходилось ли исполнять камерную музыку?
– Не далее, как три дня назад. На одном из фестивальных концертов я вошел в состав секстета – в две скрипки, два альта и две виолончели мы сыграли «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. На сцене была прекрасная рабочая атмосфера. Совместное исполнение – важная часть жизни каждого музыканта.
Начинал свой творческий путь в новосибирской ССМШ, это было довольно большое сборище юных талантов. Педагоги много вложили в нас, чтобы мы смогли почувствовать, что же это такое – давать сольные концерты. И мы выходили на сцену, понимая, ради чего ты в 10 лет должен заниматься ежедневно по пять часов. Нам казалось, что простые исполнители камерной музыки в квартетах или квинтетах – вроде как неудачники! Сейчас у меня нет такого противопоставления. Исполнение музыки – неважно, выступаешь ли ты в дуэте или же с огромным оркестром – по технологии абсолютно идентично.
– Вы играете по всему миру – реакция публики везде разная?
– По числу юных лиц в залах безусловные чемпионы – страны Азии. Чем дальше на Запад, тем заметнее, что публика, приходящая на концерты классической музыки, все старше и старше. В некоторых местах я выступаю регулярно и вроде бы знаю, какой там реакции ждать. Но удивительное дело – зачастую зрительский прием очень разный. Хотя есть уже и верные приметы: скажем, в Амстердаме на последней ноте зал вскакивает, в Париже публика начинает оглушительно свистеть, а в Будапеште аплодисменты начинаются в особом ритме.
Для того, чтобы концерт прошел с успехом, классных музыкантов мало – в зале должна быть талантливая публика! Восприятие классической музыки – это серьезная работа. Музыкант – что-то наподобие экскурсовода. К примеру, по вашему Академгородку интересно прогуляться и в одиночку. Но гораздо больше информации ты почерпнешь от сопровождающего старожила, который покажет тебе место своего первого поцелуя, судьбоносной встречи. Так и музыканты рассказывают публике все об исполняемом произведении – где у него воздух в легких, где и как быстро бьется сердце…
Между прочим, на Западе многие квинтеты можно услышать не только в концертных залах, но и на банкетах. Не вижу в этом ничего зазорного – пусть уж лучше классику играют профессиональные музыканты, чем какие-нибудь лабухи!
– А что сегодня про второй арт-фест уже известно точно?
– Провести наш первый фестиваль – как посадить дерево. Пусть у него вырастут разные веточки. Это и симфонические концерты, и выступления вокалистов, и проект «Дети – детям». На днях будет представлен публике мой дуэт с балериной Светланой Захаровой. Рассказ истории, заложенной в музыкальном произведении, через движение – это очень интересно. Думаю, эта веточка балета скоро разрастется – есть идея привезти к вам спектакли миланского театра «Ла Скала», Венской оперы, а также балеты Большого театра и «Мариинки».
К нашему фестивалю подключатся музыканты из Екатеринбурга, Красноярска, Омска. Концерты в следующий раз пройдут не только в Новосибирске, Искитиме и Бердске, но и других городах области. Особо обращаю ваше внимание на то, что обширная концертная программа будет показана в Академгородке.
– Если вкратце, что такое музыкальный Новосибирск сегодня?
– Симфонический оркестр филармонии – в превосходном состоянии, это вершина мирового музицирования, в чем огромная заслуга его создателя, дирижера Арнольда Михайловича Каца, памяти которого и посвящен первый Транссибирский арт-фестиваль.
Вообще со мной в Новосибирске произошел редчайший случай: я оказался слушателем, когда не надо сидеть в гримерной, готовиться к выходу. Наблюдал за публикой – было невероятно интересно! Музыка – это фантазия, логика, порядок, умение смотреть во все стороны сразу! Она необходима людям! Существование в НГУ музыкального салона – отличный пример для подражания. Я восхищен. Давайте подумаем, как бы нам наладить сотрудничество…
И вообще, безумно рад возможности вновь оказаться в родном Новосибирске, давненько здесь не бывал. Решил даже сегодня взять с собой футляр – чтобы вы меня сразу узнали! (широко улыбается).
– А можно ли послушать Вашу скрипку?
– Конечно! (раскрывает футляр). Смотрите, это инструмент работы одного из представителей семьи скрипичных мастеров Гварнери. Давайте вместе с вами совершим мини-путешествие по музыкальной Европе!
...Репин взмахнул смычком, и зазвучали небольшие, на несколько тактов, отрывки из венгерской, польской, цыганских мелодий. Раскланявшись после аплодисментов, музыкант поспешил в Дом ученых на репетицию второго концерта Прокофьева с «English Chamber Orchestra». А юные скрипачи из музыкального салона НГУ, воодушевленные услышанным, один за другим стали раскрывать свои футляры…
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото автора
Комментарии