"В театре должны быть оценки!"
"В театре должны быть оценки!"
В преддверии нового театрального сезона наш корреспондент встретился с директором «Красного факела» Александром КУЛЯБИНЫМ.
– «Красный факел» объездил с гастролями чуть ли не всю Сибирь: Красноярск, Иркутск, Томск, Барнаул, недавно вы вернулись из Омска, сейчас собираетесь во Францию…
– Да, в январе мы везем в Париж спектакль «Без слов». Ежегодно в течение трех дней там проходит фестиваль «Русские сезоны», в программе которого обычно показ одного-двух фильмов, играется один-два спектакля, проводится не более двух выставок и презентаций книжных новинок российских авторов. В Новосибирск по рекомендации московских критиков приезжала экспертная комиссия фестиваля специально для того, чтобы воочию увидеть наш спектакль, и она выбрала «Без слов». До сих пор в этих «Русских сезонах» принимали участие именитые московские театры, теперь вот едем мы – первыми из российских провинциальных театров.
– Театральное кафе в «Красном факеле» – это подарок новосибирскому зрителю?
– А почему нет? Новое кафе – это новый уровень сервиса для зрителей. Зачастую бывает так, что человек не успел на работе поужинать, он приходит и полуголодный смотрит спектакль. Перекусить всухомятку бутербродами в антракте – не выход, а до дома еще нужно добраться. Так вот теперь, как говорится, не отходя от кассы, можно заказать себе столик и поужинать у нас – до или после спектакля. Вечером для публики, приходящей с улицы, это кафе работать не будет! В течение дня здесь любой может позавтракать, заглянуть на бизнес-ланч, но если кто-то хочет прийти сюда вечером, то сначала надо купить билет в театр. Для крупных европейских городов и США такие театральные кафе – давно принятая обыденная практика, так что я тут не изобрел никакого колеса.
– Ну, одно колесо вы все-таки изобрели – для Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит». Состоится ли второй «Транзит»?
– Конечно – и не только второй (улыбается). Фестиваль задуман на десятилетия. Он пройдет и в следующем году, и в 2014-м, и в 2016-м, и далее через каждые два года. Пока фестиваль собирает представителей трех регионов – Урала, Сибири и Дальнего Востока. В дальнейшем – посмотрим. Амбициозная мечта – присоединить к «Транзиту» еще несколько регионов. Есть «Золотая маска», это – соревновательный фестиваль, там всё, как в спорте: номинантов на победу много – выигрывает один. И всем интересно: кто получит «Маску» на этот раз? Как правило, каждый год 70% «Масок» забирают себе Москва и Санкт-Петербург, и только 30% остается региональным театрам. Потому что силы неравны! Тогда у нас будет суперцивилизованная страна, когда уровень актерской игры и качество спектаклей станут везде одинаково высокими. Мне бы хотелось, чтобы и «Ново-Сибирский транзит» стал таким же брендом, чтобы все театралы знали, что это – качественный фестиваль, лауреатом которого стать тоже очень престижно. И первые шаги уже сделаны. Как один из примеров: режиссер Дмитрий Егоров, получивший в прошлом году награду за лучшую режиссуру, с гордостью говорит о том, что он лауреат фестиваля «Ново-Сибирский транзит». После этой победы его пригласили на ряд постановок в престижные театры, и в «Красный факел» в том числе. В декабре на Большой сцене запланирована премьера его спектакля «История города Глупова» по произведениям Салтыкова-Щедрина. На «Транзите» есть и призы лучшим актерским работам. А как иначе – в театре должны быть оценки. Обязательно! (смеется). Здесь все – как дети, и если у них не будет оценок, не будет похвалы – то ради чего тогда выпускать спектакли, ради чего отдаваться с такой силой этому делу?
– Кто еще из режиссеров планирует свои премьеры в «Красном факеле» в новом сезоне?
– Главный режиссер театра Александр Маркович Зыков уже репетирует «Сильвию» Герни, премьера состоится совсем скоро, 26 сентября. После Нового года Тимофей Кулябин приступит к работе над новым спектаклем (премьера намечена на март). Скорее всего, это будет комедия – легкий, возможно даже бульварный жанр – другими словами, спектакль на широкий зрительский круг. И еще один новый спектакль этого сезона поставит Петр Шерешевский, чьи постановки «Утиная охота» и «Последняя любовь Дон Жуана» шли в «Красном факеле» с большим успехом. Он будет работать над малоизвестной пьесой Пиранделло «Человек, зверь и добродетель». Параллельно, возможно, продолжится работа над спектаклем «Онегин».
– Сохранится ли в нынешнем сезоне такая театральная инновация «Факела», как приглашенные звезды?
– Думаю, практика приглашения звезд скоро приживется во всех театрах России, просто мы одни из первых начали это делать. Польза всем – и театру, и зрителю. Известного артиста можно увидеть в серьезной работе, а не в наспех сделанной антрепризе, ведь столичные спектакли, которые привозят в Новосибирск ежемесячно, в большинстве своем – откровенная чушь. Людей привлекают имена – вот мы и попробовали предоставить публике «Красного факела» и такую возможность, как встреча с любимым артистом. Но она должна приносить людям радость и от встречи с Искусством.
– Есть поговорка: «Бог троицу любит». На сцене «Факела» уже играют Балуев, Фурман. Кто следующий?
– Идеи у нас есть. Не обязательно, что это будет столичная звезда: возможно, пригласим отличного актера из того же Омска, Красноярска. Переговоры такого рода – довольно длинный и сложный процесс. И перед тем, как озвучить вам ту или иную фамилию, нужно иметь уже подписанный контракт. К примеру, с Семеном Фурманом мы обо всем договорились за полгода до того, как информация об этом появилась в новосибирских СМИ.
– Неожиданным было недавнее известие, что труппу покинул Максим Битюков – один из тех, кто составлял гордость театра. Как трудно вам далось это решение?
– Решение принимал не я. Конечно, обидно, когда уходит один из лучших актеров. Но если человек почувствовал в себе силы развиваться – не надо ему мешать. Максим сказал, что в Новосибирске он несколько затормозился в своих актерских делах и единственный выход из этой ситуации видит в пробе себя в кинематографе. Точно так же мне было безумно жаль отпускать и Лиду Байрашевскую, и Виталия Коваленко. Но они сейчас процветают, а Виталий так и вовсе стал одним из самых популярных актеров в Петербурге. Я рад их движению.
– Только что в сериале «Пилот международных авиалиний» большую роль сыграла Евгения Туркова, выпускница НГТИ, занятая в нескольких спектаклях вашего театра. Не исключено, что и ее переманят в Москву…
– Проблема оттока актерских кадров в столицу существует, никуда от этого не денешься. Но, знаете, у меня нет этакого чувства собственничества, когда ты говоришь: мол, что это такое, только-только закончила институт, а уже ездит сниматься, служишь в нашем театре – служи только ему… Прекрасно, что ее поле деятельности гораздо шире театра «Красный факел»! Лишь бы побочное не было в ущерб театру, когда надо отменять спектакли…
– А если в ущерб? Вот позовут еще одного вашего артиста в кино, в сериал…
– В каждом отдельном случае будет отдельное решение. Но не стоит забывать, что лауреат Госпремии Владлен Бирюков уезжал на съемки на очень длительные периоды времени, однако всегда оставался краснофакельцем, приезжал и играл спектакли.
– «Красный факел» открывает свой 92-й сезон...
– Нынешний постоянный аншлаг – феномен не только «Красного факела». Директора многих других театров с гордостью говорят о том, что у них средняя заполняемость зала – 80%. А ведь было время, когда публика никуда не ходила – тогда недостаток финансирования в стране резко отразился – на всём и сразу. Но мы выжили, и это главное.
Юрий ТАТАРЕНКО
фото с сайта www.ngs.ru
Комментарии