«В стихах я наблюдатель»
«В стихах я наблюдатель»
10 ноября завершилась пятая смена в писательской резиденции АСПИ в бердском отеле «Крона». С одним из шести участников, псковской поэтессой Диной Дабришюте, пообщался наш корреспондент.
Дина Пятро ДАБРИШЮТЕ – поэт, журналист. Родилась в 1989 году. Окончила филфак Псковского госпедуниверситета. Чтец аудиокниг издательства «ЭКСМО». Автор электронного сборника стихотворений «Когнитивная рекалибровка». Автор-составитель книги «Псковские народные сказки». Публиковалась в «Литературной газете», журналах «Наш современник», «Волга XXI век», «Русское эхо» и др. Победитель всероссийской мастерской «Мир литературы. Новое поколение» (семинар поэзии, 2022), лауреат международного фестиваля «Словенское поле» (2016), финалист Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри»(2016). Участник двух литсмен форума «Таврида» и трёх фестивалей «Таврида АРТ». Один из создателей и редактор интернет-альманаха «Известь».
– Что из себя сегодня представляет Псков литературный?
– В Псковской области есть интересные авторы, но, как мы шутим с коллегами по перу, они вырастают и куда-то исчезают. В городе проходит много литературных мероприятий, появляется зритель. Кажется иногда, что авторов больше, чем тех, кто готов их слушать. Наше литсообщество очень разрозненное. Хорошо ли это? Пытаюсь понять. Недавно меня утвердили на должность руководителя псковского совета молодых литераторов. Вижу два важных момента в работе: регулярные выступления авторов на сцене и создание нетоксичной творческой среды.
– Поэт – летописец эпохи? Или он ставит диагнозы самому себе?
– Поэт ставит диагнозы всем, невольно описывая то, что происходит. Даже если в текстах нет прямых отсылок на происходящие события, меняется слог, настроение.
– Страна в этом году стала другой. А ваша поэзия?
– Да, она тоже поменялась. В неё проникли, скажем так, приметы времени, главная из которых – тревога. С января возникла тема отъезда и прощания надолго.
– Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация. А что ещё?
– Ощущения. Тонкие.
– Как различаете хорошее стихотворение и очень хорошее?
– По ощущениям. Стихотворение может быть недописанным, банальным, с недоделанной формой, небрежностями, но сильным. Готова закрывать глаза на всё и отдаться ощущению, если автор убедительно рассказал о своих переживаниях, верно подобрал самые главные слова.
– Давно ли ваш читательский интерес переходил в читательский восторг?
– Каждый раз, когда сажусь в жюри литературного конкурса, открываю подборки текстов участников литсеминара, куда заявлялась, я открыта прекрасному. Но реальность безжалостна... На форуме «Капитан Грэй» была в восторге от одного из текстов своей коллеги по семинару. Образ был найден точно: так, как я всегда чувствовала, но не находила слов сказать. А кто-то нашёл. Какое счастье! Это микровосторг. Чем больше их собрано вместе, тем сильнее общее положительное впечатление.
– Есть ли современные прозаики, чьи книги вы покупаете регулярно?
– Мне дарят книги друзья. Благодаря им у меня появлялись новинки любимых мной Линор Горалик и Татьяны Толстой. Друзья же и предлагают почитать что-то интересное: обсуждаемые, отчасти скандальные книги типа «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары или «Девочки в нулевой степени» Микиты Франко; литературу о детях или для детей, например, «Манюню» Наринэ Абгарян; популярные книги вроде «Дом, в котором...» Петросян, «Зулейха открывает глаза» Яхиной. Иногда осмеливаются дарить книжные новинки! Так у меня появились «Лето целого века» Флориана Иллиеса и его же «Любовь в эпоху ненависти». Мой автор, я очарована. Дарят и дают почитать не только новое, но и классику. Например, мой любимый роман «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького – тоже подарок на какой-то из дней рождения.
– Имена каких сибирских литераторов можете назвать?
– Виктор Астафьев. Валентин Распутин. И современный кемеровский поэт Дмитрий Мурзин. Это те, кто первыми приходят на ум. С Мурзиным и его творчеством познакомилась на фестивале имени Анищенко в Самаре в 2020 году. Дмитрий был одним из моих мастеров и, готовясь к работе на семинаре, я читала его стихи: простые и понятные, написанные хорошим языком. Как будто с тобой за жизнь беседует поэт. Я ему даже успеваю мысленно отвечать. Стихи Дмитрия предполагают диалог с читателем.
– Интересны ли поэту Дабришюте новые творческие территории – сказки, басни, переводы, пьесы?
– Сказки в этом году пробовала перекладывать – говорят, получилось неплохо. Меня попросили адаптировать под дошкольный/младший школьный возраст сказки, собранные в фольклорных экспедициях по области. Потом вышла книга «Псковские народные сказки». Она прекрасно оформлена, пользуется огромным успехом у туристов и псковичей. Но всё-таки эта работа меня не очень вдохновила.
Что с удовольствием бы попробовала, так это переводы! Когда выступала на Всероссийских днях пушкинской поэзии и русской культуры, там предложили читать стихи на площадке, которая была посвящена литературе диаспор, проживающих в нашем регионе. Я взялась прочесть на литовском (которого не знаю!) стихи своего родного дяди, поэта Гинтаутаса Дабришюса. Нашла людей, которые сделали мне транскрипцию оригинала, примерный перевод текста. Долго готовилась, но в процессе получала огромное удовольствие. Если бы кто-то, хорошо владеющий литовским, сделал мне качественный подстрочник, например, одного из сборников стихов моего дяди, я бы с радостью принялась за работу. Образы у него очень яркие. Оказалось, что мы с ним похожи в построении образов. Смотрим на мир под одним углом.
– Интересна ли такая форма поэтической самопрезентации, как слэм? Что вам ближе – соревнование или наблюдение за ним?
– Соревноваться не люблю, нравится наблюдать. И в стихах я тоже наблюдатель.
– В новой книге Денис Драгунский утверждает, что невозможно произнести: «я сплю», «я умер» и «я поэт».
– Я бы с ним согласилась. Поэт – это определение, которое могут дать по заслугам только посторонние. Учусь не осуждать тех, кто иного мнения на этот счёт.
– Как работалось в бердской «Кроне»?
– Продуктивно, с удовольствием. Написала даже критическую статью, идею которой давно откладывала. Наконец-то есть время на литературную работу (за которую не платят, поэтому она всегда задвигается), на редактирование текстов, разобранных на семинарах, на дописывание тех стихов, которые приходят в голову (в обычной жизни часто ограничиваюсь одной строчкой в заметках). Появилось ощущение, что пора издать книгу: действительно, есть материал, за который не стыдно.
Воздух в Сибири особенный, конечно. В «Кроне» любимые сосны, вода. Идеальная писательская резиденция – место, где тебя никто не дёргает и ты сам не дёргаешься по бытовым вопросам. Кажется, я побывала именно в таком месте.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Д. Дабришюте
Комментарии