В мире чудес
В мире чудес
Мой шестилетний сын хочет, чтобы с ним разговаривали предметы. Например, книжки сказали, что они намерены позаниматься с ним, игрушки – чтобы их убрали на место. Уроки выразили недовольство, что их уже давно не делали, а каша попросит, чтобы её съели. Сын думает, что в нашем доме все вещи умеют говорить. А у меня беспокойство: нормально ли это? К тому же мне приходится самой рассказывать сыну разные небылицы. Например, что каша очень хочет, чтобы ее съели на завтрак. Удобно, конечно, сын кашу в этом случае с удовольствием уплетает, но мне не по себе. Пробовала объяснить ребенку, что каша разговаривать не умеет, я сама все это придумываю. Он очень расстраивается. Потом успокаивается, но через некоторое время снова спрашивает, что говорит тот или иной предмет. Чувствую себя обманщицей, ведь я первая ему сказала, что предметы могут общаться, а теперь пытаюсь его переубедить.
Мама обеспокоена тем, что в свое время она нашла способ воздействовать на ребенка через озвучивание предметов. Например, по дороге домой четырехлетний сын постоянно отвлекается, измеряет глубину луж, собирает камешки и палочки, а мама устала, младшего братика пора кормить... Тогда мама наклоняется к коляске и загадочным шепотом говорит: «Ты знаешь, коляска устала и просится домой...» Ребенок четырех лет мобилизовался и спокойно пошел рядом с мамой. Теперь он хочет, чтобы все предметы вокруг с ним говорили.
Думаю, ничего страшного не происходит. Просто со своей идеей Вы попали в пиковую фазу развития магического мышления, которое характерно для детей дошкольного возраста: ребенок считает, что может влиять на предметы мыслью и действием. В частности, убежден в том, что если он спрячется и закроет глаза, то его могут не найти.
Родителям бывает сложно принять магическое мышление, но и во взрослой жизни встречаются его отголоски. Например, когда кто-то из коллег говорит о том, что мысль материальна, нет-нет да и мелькнет чувство вины за свою злость на подругу, мужа, начальника или продавца в магазине, с которым сцепились утром.
Малышам непросто отличить правду от вымысла, что приводит порой к созданию ребенком воображаемых миров и друзей. Этот мир не подчиняется логике, не учитывает порядок времени и пространства, в нем возможно абсолютно всё, что только может пожелать ребенок. Как правило, в 7-8 лет от веры в чудесное мало что остается. Граница между магией и реальностью становится для детей практически такой же четкой, как и для взрослых. Именно в этом возрасте большинство перестают верить в Деда Мороза.
Но не все дети расстаются с верой в чудеса. С некоторыми она остается на всю жизнь. Такие люди могут стать авторами детских сказок, мультипликаторами, организаторами праздников. Каждая из этих профессий предполагает, что человеку удалось сохранить детскую непосредственность и веру в чудесное.
Сейчас для Вашего мальчика реальность двоится: говорит с ним каша или нет? Ему кажется по-разному. Но согласитесь, что в той реальности, где коляска или каша могут разговаривать, жить куда интереснее. Вы переживаете, что обманывали сынишку. Посмотрите на это иначе. Ведь Вы нашли возможность получать желаемое поведение ребенка через игру – это хороший продуктивный путь, во всяком случае лучший, чем через агрессию – суровый тон и угрозы наказанием.
Если Вас беспокоит происходящее, можно постепенно переводить такое общение и взаимодействие в игровую плоскость и передавать инициативу ребенку: «Как ты сам думаешь, что говорит тебе игрушка? О чем она просит, послушай внимательно...» Благодаря такой игре у ребенка разовьются фантазия и воображение.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии