Управляя законами физики
Управляя законами физики
Хорошая физподготовка – это когда на «отлично» и физкультура, и физика. Золотой кубок и победа на недавно прошедшем в Казахстане чемпионате мира по гонкам на надувных разборных парусных судах досталась экипажу во главе с капитаном из Академгородка Юрием МАСЛОБОЕВЫМ. Соревнование прошло довольно экстремально – со шквальным ветром и штормами, понадобилось активное участие команды МЧС. Подробнее о гонках «Навигатору» рассказал сам победитель.
Большие и легкие надувные катамараны, которые можно разобрать, перевезти на обычной машине и снова собрать, с середины 80-х гг. стали любимыми лодками сначала новосибирцев, затем сибиряков, потом уральцев, а позже, уже в XXI веке, получили популярность в Казахстане и на Украине. Вот почему чемпионат мира собрал участников пока только из этих трех стран. За рубежом на такие лодки смотрят с опасением, а на экипаж – с восторгом, как на авантюристов. Из-за надувных корпусов и их малой высоты выглядит такое судно не очень надежно, но под парусом летит не хуже большой яхты. Восхищенные отзывы неоднократно в разных странах встречали путешественники команды Анатолия Кулика, совершившего кругосветное плавание на надувном судне собственного изготовления. Юрий Маслобоев был штурманом в кругосветном путешествии, а Олег Блинов из Новокузнецка, хозяин лодки на чемпионате мира, участвовал в одном из этапов ставшей широко известной кругосветки – от Бразилии до Галапагосских островов.
– Наверное, после кругосветки пройти, хоть и на большой скорости, каких-то 300 километров было совсем не сложно?
– Как раз наоборот. В океане мы ни с кем не состязались и никуда не торопились. Если был сильный шторм, никто с ним не сражался. Убирали паруса, пережидали. Спешить было особо некуда, главное дойти живыми и здоровыми. В гонках же идет борьба, и есть другие приоритеты. Кроме того, шторм в паре километров от берега всегда страшнее и опаснее, чем в океане, поскольку ближе к берегу волна выше и больше риск быть выброшенным на сушу. По этой же причине нельзя убирать паруса, когда до берега всего два километра. Гонка – это всегда большое испытание и лодки, и экипажа.
– По ТВ передавали, что в первый же день перевернулось пять судов… Там был настоящий ураган?
– Нет, но из пяти этапов штормовать пришлось три. Хотя даже и без шторма был такой сильный ветер, что ломало мачты. Некоторые участники по возвращению целовали землю, радуясь, что дошли. Так что можно без преувеличения назвать это гонкой на выживание. А причины оверкилей, когда переворачивались суда, были не только в погоде. От двухметровой волны в первую очередь страдали те суда, которые не были к ней готовы, в основном лодки со спортивной конструкцией и предназначенные для так называемых прибрежных гонок. Мы на Обском водохранилище давно привыкли ходить в ежегодную «стомильку». Для москвичей же и питерцев даже этап в 100 км казался пугающе большим. Но самыми долгими стали не 100, а 40 км, когда «выключили» ветер. Для гонок штиль куда неприятнее, чем шторм. Мы были готовы к тому, что придется идти круглосуточно, не причаливая на ночлег. Но, к счастью, обошлось без этого. В день практически мертвого штиля после истечения контрольного времени (22 часа) сотрудники МЧС еще долго искали в густых сумерках затерявшиеся лодки. Рации были не у всех экипажей, и сотовые телефоны работали далеко не везде. Всех нашли, молодцы.
– В соревнованиях участвовало 38 судов. Вы, наверное, почти все экипажи хорошо знаете и не раз встречались с ними на других чемпионатах?
– Как ни удивительно, но число судов с прошлого года удвоилось, если считать по кубку Балхаша. Народ ощутил кайф и развивает направление парусных «надувастиков» быстрыми темпами. Многие участники, которые прежде выходили на самодельных лодках, в этом году приобрели фирменные. Впрочем, фирм-производителей в России всего три – в Питере, в Москве и наш, новосибирский «Сибкат» Анатолия Кулика. Лодок его производства, включая нашу, на чемпионате было 16, то есть почти половина. В их числе на старт вышла и та, на которой мы впервые ходили в океан в 2006 году. Капитаном на ней стал опытный моряк из Луганска. Он показал фото с обстрелянными окнами домов и объяснил, что устал по квартире ходить, пригнувшись, вот и выбрался на чемпионат. Были и интернациональные русско-украинские экипажи, и семейные (папа, мама, дочь и зять), и разновозрастные (старший 1957-го, младший – 2005 года рождения).
– Почему гонки организовали на Балхаше, а не на Обском море, например, где такие лодки появились еще в 80-е годы?
– Хотя родина этих судов у нас, в России, очевидно, что лучше всего развиваться спорт будет там, где его замечают и поддерживают власти. В Казахстане существовала когда-то олимпийская команда и секция парусного спорта. Ее тренер, известный в мире яхтсмен Виктор Сысоров, и был судьей на этих соревнованиях. Нашлись и спонсоры, и организационные ресурсы, чемпионат поддерживался на государственном уровне. За соревнующимися следовали два больших корабля типа «Ярославец» и катер МЧС. Скорая помощь тоже была на подхвате и пару раз пригодилась. На каждом этапе был организован лагерь. Каждое утро начиналось с того, что врач проверял состояние участников.
– Вы окончательно «пересели» на катамаран или будете, как и раньше, участвовать в гонках яхт на Обском море?
– Моя «Ассоль» больше подходит для отдыха. Готовить ее к гонкам – отдельная работа, которую просто не хочется выполнять. Да и после катамарана на яхте уже не так интересно участвовать в соревнованиях: вес у нее в четыре раза больше, а парусов даже немного поменьше. Соответственно, и скорости не сравнить. «Сибкат», на котором мы победили, весит всего 250 кг, а по быстроте он примерно вровень с двухтонной яхтой «Конрад». Мы даже палатку на катамаране не ставили, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
– Любопытно, а ценные вещи на таких соревнованиях привязывают к лодке, чтобы не тонули при оверкилях?
– Да нет, конечно. Тапки, фотоаппараты, ноутбуки идут ко дну. А потом еще журналисты жалуются, что им фотографий не привезли.
– Как вам удалось ни разу не перевернуться с большим парусом и легкой лодкой? Законы физики же никто не отменял…
– Успели быстро привести парус в положение, из которого лодка снова встала на обе гондолы. Управлять законами физики – это дело быстроты реакции и слаженности команды. Думаю, у нас был просто идеальный вариант, когда никто ничего не обсуждал. Но первое место нам досталось еще и потому, что судно главных соперников из Омска дважды сломалось. И все равно омичи смогли прийти к финишу вторыми. У них очень хорошая и большая самодельная лодка с парусом в полтора раза больше нашего, то есть фактически в другом классе. Самодельная в данном случае означает эксклюзивно собранная. Будь она цела, мы стали бы, скорее всего, вторыми. Хотя на коротких гонках 5 км мы тоже ее обогнали за счет большей мобильности. Этим летом на регате разборных надувных судов Анатолия Кулика на Обском море мы снова сможем потягаться с омской командой.
Мария ШКОЛЬНИК
Фото предоставлено Ю. Маслобоевым
Комментарии