Травля среди дошкольников
Травля среди дошкольников
У нас довольно уединённый изолированный двор. Детей не очень много вообще и лишь пятеро близких по возрасту моей дочери. Все они скоро пойдут в школу. Есть лидер – девочка, с ней каждый из компании хочет играть. Она в последнее время невзлюбила одного из мальчиков. Буквально издевается над ним. Я, когда это происходит у нас, стараюсь пресечь, закончить игру. Делаю замечания. Девочка-лидер дёргает плечом и обычно уходит. Спустя какое-то время всё повторяется. Дети сами не останавливают её, как будто теряются в такие моменты. Дочь как-то даже сказала: «Ты только никому не говори, что я тебе рассказала». Вот в этот момент я сильно обеспокоилась, мне кажется, что происходит что-то неправильное.
Для начала давайте будем называть происходящее своими именами. На ваших глазах компания дошкольников под руководством заводилы травит ровесника. Почему так себя ведёт эта девочка, почему ей не отвечает мальчик, мы знать не можем. Остаётся только констатировать факты: есть действия девочки, какие-то слова и фразы, которые вас настораживают. Но от поведения девочки-лидера расходятся, как круги по воде, другие события. Штука в том, что сейчас страдают все вовлечённые в ситуацию дети, не только мальчик, который выбран быть жертвой.
И вот уже вы отмечаете, что дочь перестаёт открыто выражать эмоции: ей не нравится то, что делает подруга, но она не высказывается против. Скорее всего это связано с тем, что есть опасение оказаться на месте жертвы или просто остаться в одиночестве, если все продолжат поддерживать инициатора травли. Восприятие и поведение вашей ещё маленькой девочки уже искажается, её понимание того, что хорошо и что плохо, трансформируется под влиянием происходящего. Велика вероятность, что и с другими ребятами этой группы происходит нечто подобное. Дети понимают, что ситуация неправильная, но им, каждому в отдельности, без понимания и поддержки взрослого не хватает сил и решимости изменить её. Не исключены также сомнения: вдруг мне кажется, или моё решение будет неправильным. Если не хотите такого искажения восприятия у дочери, необходимо прекратить происходящее.
Достичь этого можно несколькими путями.
1. Вывести ребёнка из ситуации, например, запретив ей играть с этой девочкой или в этой компании. Вашей дочери станет скучно, но она не будет внутри ломающих восприятие и систему морально-этических норм отношений.
2. Сказать: в нашем доме есть правила, со всеми гостями мы обращаемся… А дальше набор этих самых обращений. Просто задекларировать правила недостаточно, за их исполнением необходимо следить. Таким образом вы берёте под свой контроль взаимоотношения детей и обучаете их конструктивному общению. Чтобы они не убежали из вашего дома с такими сложными правилами, придётся организовать интересное общение по заданным правилам.
3. Собрать родителей всех вовлечённых в ситуацию детей и обсудить с ними общие правила, по которым теперь ребята будут общаться. И коллегиально их придерживаться. Отслеживать и пресекать даже намёки на травлю.
4. Поговорить с родителями девочки-заводилы. Описать, что вы видите в общении детей, рассказать, что вас в нём настораживает. Попросить объединить усилия по выходу из ситуации. Загородный посёлок – это очень маленький социум, в котором ребёнку легко оказаться в изоляции.
Общий посыл любого из обозначенных путей заключается в том, что сложившийся порядок взаимодействия детей необходимо нарушить, потому что деструктивное общение такого рода вредит каждому из его участников.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии