• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:31 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Театру Афанасьева – 30 лет!

    Театру Афанасьева – 30 лет!

    Театру Афанасьева – 30 лет!

    Днём рождения театра считается 20 марта 1988 года, когда был сыгран первый спектакль в его репертуаре – «Вечер французской комедии». С тех пор бессменный руководитель коллектива выпускник Щукинского училища режиссёр Сергей Николаевич Афанасьев поставил более 100 спектаклей. Многие работы новосибирская публика и столичные критики встретили на ура: «Сны Гамлета», «Великолепный рогоносец», «Утиная охота», «Тот самый Мюнхгаузен», «Чайка», «Три сестры», «На дне», «Король Лир», «Бесприданница», «Дядя Ваня», «Зелёная зона» и другие.

    В спектаклях блистали Павел Поляков, Екатерина Жирова, Александр и Юрий Дроздовы, заслуженные артисты РФ Николай Соловьёв, Сергей Новиков и Владимир Лемешонок (ныне звёзды театра «Красный факел»), Светлана Галкина и Юрий Буслаев («Глобус»), Александр Сидоров («Старый дом»), главный режиссёр «Первого театра» Павел Южаков, Екатерина Соломатина (МХТ им. Чехова), Алексей Вертков (СТИ п/р С. Женовача), заслуженная артистка России Лидия Байрашевская (Театр Наций), известные киноартисты Сергей Фирсов, Ульяна Похлебаева, Константин Спасский…

    Сегодня в труппе – две заслуженные артистки России: Зоя Терехова и Любовь Дмитриенко. Прекрасно проявляют себя ведущие актёры НГДТ: Андрей Яковлев, Константин Ярлыков, Ирина Денисова, Ирина Ефимова, Марина Александрова, Снежана Мордвинова, Владислав Шевчук и другие.

    Визитные карточки театра – драма по пьесе Леонида Леонова «Унтиловск» и комедия «Шутки в глухомани» (автор – новосибирский драматург Игорь Муренко), идущая на неизменных аншлагах с 1996 года.

    Праздничные мероприятия длились больше недели. Публике  бесплатно была предложена разнообразная программа: спектакли «Ревизор», «Ханума», «Вишнёвый сад», моноспектакль Олеси Казанцевой, посвящённый Эдит Пиаф, парад пародий на звёзд в исполнении студентов НГТИ, два больших концерта «Джем-сейшн» – песни, степ, стихи, отрывки из спектаклей.

    После завершения юбилейных торжеств Сергей Афанасьев дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

    – Довольны финальным юбилейным вечером «Тридцать лет счастья»?

    – Пошёл на определённый риск, поручив вести торжественную церемонию студентам-третьекурсникам НГТИ под руководством своей ученицы режиссёра Даши Супруновой. Мне кажется, они всё сделали достойно, и гости остались довольны.

    В юбилейные дни самые сильные впечатления – от спектакля «Вишнёвый сад». Мы сыграли его в экспериментальном составе: Павел Поляков, Татьяна Угрюмова, Светлана Галкина, французские актёры. Получился перформанс в полуимпровизационной форме, который стал замечательным подарком и публике, и коллективу театра. Приглашённые артисты плакали от счастья вновь встретиться на сцене. Немного изменился рисунок ролей и некоторые мизансцены, но дух спектакля удивительным образом сохранился.

    – Вы приступаете к репетициям «Вассы Железновой», премьера намечена на начало июля. Почему «Васса»?

    – Мне интересно раскрыть замысел автора. Разобраться, в чём суть стяжательства, почему далеко не бедные люди купаются в своих пороках. Заглавную роль сыграет Анастасия Неупокоева. Поставить «Вассу» хотел больше 30 лет. Интересно, что получится.

    – За три десятилетия в Новосибирске наверняка были спектакли, которые вас порадовали?

    – За столько лет много чего было – интересного и не очень. Побаиваюсь смотреть не свои премьеры. Был ряд крупных разочарований. После неудачных спектаклей всегда заболеваю – на нервной почве. Вот выпустили премьеру – молва идёт, в Сети масса восторженных отзывов. Приходишь в театр – а спектакль не про тебя, уровень ниже плинтуса. Это очень тяжёлые ощущения. Может, просто старею? Во всяком случае, у меня наступил такой жизненный период, когда многое становится предсказуемо. Не хотелось бы никого обижать… Но то, что не безупречно, не впечатляет! И, как мне кажется, я не один такой – с высокими требованиями к спектаклям.

    – То есть у вас как в анекдоте: чукча не читатель...?

    – Режиссеры крайне редко обсуждают работу коллег. А если ты ещё и дружишь с кем-то, лучше не смотреть, чтобы не испортить отношения. Из недавних новосибирских премьер, пожалуй, отмечу краснофакельский спектакль «Отцы и сыновья», считаю его не свойственным этому театру в тот период. Ещё хорошо помню в «Лисистрату SE» Юрия Урнова и «Три сестры» Олега Рыбкина.

    Мои сильные театральные впечатления связаны большей частью со столицами – когда были в расцвете Додин и Фоменко, Захаров и Любимов. В начале 80-х ездил в Вильнюс на потрясающие спектакли Някрошюса – «Квадрат», «И дольше века длится день», «Пегий пёс, бегущий краем моря»… Сегодня очень ценю спектакли Сергея Женовача в СТИ – «Мальчики», «Три года», «Москва – Петушки». Отмечу и два мощных спектакля Туминаса в театре Вахтангова – «Дядю Ваню» и «Евгения Онегина». А ещё меня совершенно потряс театр «Грань» из Новокуйбышевска. Недавно на фестивале «Молодые театры России» в Омске довелось посмотреть спектакль Дениса Бокурадзе «Корабль дураков» – удивительно тонкое, смешное и в то же время очень трогательное действо.

    – Ваше творческое кредо?

    – В отечественном театре сегодня большой интерес к современной драматургии. Классику же зачастую ставят в немыслимо авангардных решениях. Наш театр нацелен на поддержание традиций, хотя эксперименты нам отнюдь не чужды. На наши спектакли может прийти семья – три поколения. И никому не будет стыдно за то, что происходит на сцене! У нас нет ни мата, ни насилия, ни потакания низменным инстинктам. Жаль, что некоторые режиссёры именно на этом и строят свои творческие программы. Мне не нравится, когда в театр привносят улицу. Подобные вещи не очищают нас. Считаю, что театр – это праздник. А улица на сцене – неуважение к публике.

    – Ещё один тренд отечественного театра – мультимедиа…

    – К использованию техники и других спецэффектов отношусь нормально. Просто всё хорошо в меру. Главным на сцене должен оставаться артист. А помочь ему можно чем угодно – и светом, и музыкой, и дымом. Но порой всё это используется с единственной целью – скрыть актёрскую бездарность.

    Убеждён: авангард в русском театре – временное явление. Инновации на сцене были всегда – но без игнорирования традиции. То, что происходит в театральном мире сейчас… Назову это по-ленински – «детская болезнь левизны». Ничего умнее, ценнее, интереснее, богаче, чем русский психологический театр, ещё не придумано. У меня нет никакой агрессии к либералам от искусства. Русский театр – как ледокол. Он идёт, пробивая себе путь во льдах, и всё ему нипочём.

    – Что бы вы сказали школьнику, заявившему: «Я «Ревизора» прочёл – зачем идти на спектакль?»

    – Я бы ответил: «Не спеши судить. В 14 лет невозможно понять «Войну и мир». Проще сказать: «Толстой – отстой!» Но придёт время, и ты поймёшь: классика даёт ответы на очень многие вопросы». Пьеса Чехова «Три сестры» не сводится к хронике жизни одной семьи. Увы, сегодня в школах не учат читать пьесы, разбирать их тонкости. А сострадать сёстрам Прозоровым можно только в театре. Поэтому – добро пожаловать на спектакль. А наша задача – не замутить замысел драматурга, не выстроить сценический ребус, не утопить зрителя в болоте режиссёрского самовыражения. Не стоит забывать: классик потому и классик, что оказался умнее своего поколения.

    У вас и ваших артистов немало наград. А когда у театра Афанасьева будет «Золотая маска»?

    – Думаю, никогда. Её эксперты считают, что наши спектакли – неформат для национальной театральной премии. Кроме того, как-то посмотрел сразу несколько «масочных» спектаклей и решил: если премии дают за такое, то я в этом не участвую.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1213 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное