• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 11:13 воскресенье, 17 февраля
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    17.02.2019
    USD: 66.7
    EUR: 75.25
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Театру Афанасьева – 30 лет!

    Театру Афанасьева – 30 лет!

    Театру Афанасьева – 30 лет!

    Днём рождения театра считается 20 марта 1988 года, когда был сыгран первый спектакль в его репертуаре – «Вечер французской комедии». С тех пор бессменный руководитель коллектива выпускник Щукинского училища режиссёр Сергей Николаевич Афанасьев поставил более 100 спектаклей. Многие работы новосибирская публика и столичные критики встретили на ура: «Сны Гамлета», «Великолепный рогоносец», «Утиная охота», «Тот самый Мюнхгаузен», «Чайка», «Три сестры», «На дне», «Король Лир», «Бесприданница», «Дядя Ваня», «Зелёная зона» и другие.

    В спектаклях блистали Павел Поляков, Екатерина Жирова, Александр и Юрий Дроздовы, заслуженные артисты РФ Николай Соловьёв, Сергей Новиков и Владимир Лемешонок (ныне звёзды театра «Красный факел»), Светлана Галкина и Юрий Буслаев («Глобус»), Александр Сидоров («Старый дом»), главный режиссёр «Первого театра» Павел Южаков, Екатерина Соломатина (МХТ им. Чехова), Алексей Вертков (СТИ п/р С. Женовача), заслуженная артистка России Лидия Байрашевская (Театр Наций), известные киноартисты Сергей Фирсов, Ульяна Похлебаева, Константин Спасский…

    Сегодня в труппе – две заслуженные артистки России: Зоя Терехова и Любовь Дмитриенко. Прекрасно проявляют себя ведущие актёры НГДТ: Андрей Яковлев, Константин Ярлыков, Ирина Денисова, Ирина Ефимова, Марина Александрова, Снежана Мордвинова, Владислав Шевчук и другие.

    Визитные карточки театра – драма по пьесе Леонида Леонова «Унтиловск» и комедия «Шутки в глухомани» (автор – новосибирский драматург Игорь Муренко), идущая на неизменных аншлагах с 1996 года.

    Праздничные мероприятия длились больше недели. Публике  бесплатно была предложена разнообразная программа: спектакли «Ревизор», «Ханума», «Вишнёвый сад», моноспектакль Олеси Казанцевой, посвящённый Эдит Пиаф, парад пародий на звёзд в исполнении студентов НГТИ, два больших концерта «Джем-сейшн» – песни, степ, стихи, отрывки из спектаклей.

    После завершения юбилейных торжеств Сергей Афанасьев дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

    – Довольны финальным юбилейным вечером «Тридцать лет счастья»?

    – Пошёл на определённый риск, поручив вести торжественную церемонию студентам-третьекурсникам НГТИ под руководством своей ученицы режиссёра Даши Супруновой. Мне кажется, они всё сделали достойно, и гости остались довольны.

    В юбилейные дни самые сильные впечатления – от спектакля «Вишнёвый сад». Мы сыграли его в экспериментальном составе: Павел Поляков, Татьяна Угрюмова, Светлана Галкина, французские актёры. Получился перформанс в полуимпровизационной форме, который стал замечательным подарком и публике, и коллективу театра. Приглашённые артисты плакали от счастья вновь встретиться на сцене. Немного изменился рисунок ролей и некоторые мизансцены, но дух спектакля удивительным образом сохранился.

    – Вы приступаете к репетициям «Вассы Железновой», премьера намечена на начало июля. Почему «Васса»?

    – Мне интересно раскрыть замысел автора. Разобраться, в чём суть стяжательства, почему далеко не бедные люди купаются в своих пороках. Заглавную роль сыграет Анастасия Неупокоева. Поставить «Вассу» хотел больше 30 лет. Интересно, что получится.

    – За три десятилетия в Новосибирске наверняка были спектакли, которые вас порадовали?

    – За столько лет много чего было – интересного и не очень. Побаиваюсь смотреть не свои премьеры. Был ряд крупных разочарований. После неудачных спектаклей всегда заболеваю – на нервной почве. Вот выпустили премьеру – молва идёт, в Сети масса восторженных отзывов. Приходишь в театр – а спектакль не про тебя, уровень ниже плинтуса. Это очень тяжёлые ощущения. Может, просто старею? Во всяком случае, у меня наступил такой жизненный период, когда многое становится предсказуемо. Не хотелось бы никого обижать… Но то, что не безупречно, не впечатляет! И, как мне кажется, я не один такой – с высокими требованиями к спектаклям.

    – То есть у вас как в анекдоте: чукча не читатель...?

    – Режиссеры крайне редко обсуждают работу коллег. А если ты ещё и дружишь с кем-то, лучше не смотреть, чтобы не испортить отношения. Из недавних новосибирских премьер, пожалуй, отмечу краснофакельский спектакль «Отцы и сыновья», считаю его не свойственным этому театру в тот период. Ещё хорошо помню в «Лисистрату SE» Юрия Урнова и «Три сестры» Олега Рыбкина.

    Мои сильные театральные впечатления связаны большей частью со столицами – когда были в расцвете Додин и Фоменко, Захаров и Любимов. В начале 80-х ездил в Вильнюс на потрясающие спектакли Някрошюса – «Квадрат», «И дольше века длится день», «Пегий пёс, бегущий краем моря»… Сегодня очень ценю спектакли Сергея Женовача в СТИ – «Мальчики», «Три года», «Москва – Петушки». Отмечу и два мощных спектакля Туминаса в театре Вахтангова – «Дядю Ваню» и «Евгения Онегина». А ещё меня совершенно потряс театр «Грань» из Новокуйбышевска. Недавно на фестивале «Молодые театры России» в Омске довелось посмотреть спектакль Дениса Бокурадзе «Корабль дураков» – удивительно тонкое, смешное и в то же время очень трогательное действо.

    – Ваше творческое кредо?

    – В отечественном театре сегодня большой интерес к современной драматургии. Классику же зачастую ставят в немыслимо авангардных решениях. Наш театр нацелен на поддержание традиций, хотя эксперименты нам отнюдь не чужды. На наши спектакли может прийти семья – три поколения. И никому не будет стыдно за то, что происходит на сцене! У нас нет ни мата, ни насилия, ни потакания низменным инстинктам. Жаль, что некоторые режиссёры именно на этом и строят свои творческие программы. Мне не нравится, когда в театр привносят улицу. Подобные вещи не очищают нас. Считаю, что театр – это праздник. А улица на сцене – неуважение к публике.

    – Ещё один тренд отечественного театра – мультимедиа…

    – К использованию техники и других спецэффектов отношусь нормально. Просто всё хорошо в меру. Главным на сцене должен оставаться артист. А помочь ему можно чем угодно – и светом, и музыкой, и дымом. Но порой всё это используется с единственной целью – скрыть актёрскую бездарность.

    Убеждён: авангард в русском театре – временное явление. Инновации на сцене были всегда – но без игнорирования традиции. То, что происходит в театральном мире сейчас… Назову это по-ленински – «детская болезнь левизны». Ничего умнее, ценнее, интереснее, богаче, чем русский психологический театр, ещё не придумано. У меня нет никакой агрессии к либералам от искусства. Русский театр – как ледокол. Он идёт, пробивая себе путь во льдах, и всё ему нипочём.

    – Что бы вы сказали школьнику, заявившему: «Я «Ревизора» прочёл – зачем идти на спектакль?»

    – Я бы ответил: «Не спеши судить. В 14 лет невозможно понять «Войну и мир». Проще сказать: «Толстой – отстой!» Но придёт время, и ты поймёшь: классика даёт ответы на очень многие вопросы». Пьеса Чехова «Три сестры» не сводится к хронике жизни одной семьи. Увы, сегодня в школах не учат читать пьесы, разбирать их тонкости. А сострадать сёстрам Прозоровым можно только в театре. Поэтому – добро пожаловать на спектакль. А наша задача – не замутить замысел драматурга, не выстроить сценический ребус, не утопить зрителя в болоте режиссёрского самовыражения. Не стоит забывать: классик потому и классик, что оказался умнее своего поколения.

    У вас и ваших артистов немало наград. А когда у театра Афанасьева будет «Золотая маска»?

    – Думаю, никогда. Её эксперты считают, что наши спектакли – неформат для национальной театральной премии. Кроме того, как-то посмотрел сразу несколько «масочных» спектаклей и решил: если премии дают за такое, то я в этом не участвую.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Павел Басинский: «Главное – обновляться»
    156 0
    "Навигатор" № 5 (1176) от 08.02.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Зарабатываю только талантом!»
    440 0
    "Навигатор" № 23 (1143) от 15.06.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Две родины, одна судьба
    316 0
    "Навигатор" № 20 (1140) от 25.05.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Захар ПРИЛЕПИН: «Писатель должен знать жизнь»
    487 0
    "Навигатор" № 21 (1141) от 01.06.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»
    435 0
    "Навигатор" № 12 (1132) от 30.03.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Олег Табаков: «Умейте зарабатывать!»
    655 0
    "Навигатор" № 10 (1130) от 16.03.18

    Популярное