Театру Афанасьева – 30 лет!
Театру Афанасьева – 30 лет!
Днём рождения театра считается 20 марта 1988 года, когда был сыгран первый спектакль в его репертуаре – «Вечер французской комедии». С тех пор бессменный руководитель коллектива выпускник Щукинского училища режиссёр Сергей Николаевич Афанасьев поставил более 100 спектаклей. Многие работы новосибирская публика и столичные критики встретили на ура: «Сны Гамлета», «Великолепный рогоносец», «Утиная охота», «Тот самый Мюнхгаузен», «Чайка», «Три сестры», «На дне», «Король Лир», «Бесприданница», «Дядя Ваня», «Зелёная зона» и другие.
В спектаклях блистали Павел Поляков, Екатерина Жирова, Александр и Юрий Дроздовы, заслуженные артисты РФ Николай Соловьёв, Сергей Новиков и Владимир Лемешонок (ныне звёзды театра «Красный факел»), Светлана Галкина и Юрий Буслаев («Глобус»), Александр Сидоров («Старый дом»), главный режиссёр «Первого театра» Павел Южаков, Екатерина Соломатина (МХТ им. Чехова), Алексей Вертков (СТИ п/р С. Женовача), заслуженная артистка России Лидия Байрашевская (Театр Наций), известные киноартисты Сергей Фирсов, Ульяна Похлебаева, Константин Спасский…
Сегодня в труппе – две заслуженные артистки России: Зоя Терехова и Любовь Дмитриенко. Прекрасно проявляют себя ведущие актёры НГДТ: Андрей Яковлев, Константин Ярлыков, Ирина Денисова, Ирина Ефимова, Марина Александрова, Снежана Мордвинова, Владислав Шевчук и другие.
Визитные карточки театра – драма по пьесе Леонида Леонова «Унтиловск» и комедия «Шутки в глухомани» (автор – новосибирский драматург Игорь Муренко), идущая на неизменных аншлагах с 1996 года.
Праздничные мероприятия длились больше недели. Публике бесплатно была предложена разнообразная программа: спектакли «Ревизор», «Ханума», «Вишнёвый сад», моноспектакль Олеси Казанцевой, посвящённый Эдит Пиаф, парад пародий на звёзд в исполнении студентов НГТИ, два больших концерта «Джем-сейшн» – песни, степ, стихи, отрывки из спектаклей.
После завершения юбилейных торжеств Сергей Афанасьев дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
– Довольны финальным юбилейным вечером «Тридцать лет счастья»?
– Пошёл на определённый риск, поручив вести торжественную церемонию студентам-третьекурсникам НГТИ под руководством своей ученицы режиссёра Даши Супруновой. Мне кажется, они всё сделали достойно, и гости остались довольны.
В юбилейные дни самые сильные впечатления – от спектакля «Вишнёвый сад». Мы сыграли его в экспериментальном составе: Павел Поляков, Татьяна Угрюмова, Светлана Галкина, французские актёры. Получился перформанс в полуимпровизационной форме, который стал замечательным подарком и публике, и коллективу театра. Приглашённые артисты плакали от счастья вновь встретиться на сцене. Немного изменился рисунок ролей и некоторые мизансцены, но дух спектакля удивительным образом сохранился.
– Вы приступаете к репетициям «Вассы Железновой», премьера намечена на начало июля. Почему «Васса»?
– Мне интересно раскрыть замысел автора. Разобраться, в чём суть стяжательства, почему далеко не бедные люди купаются в своих пороках. Заглавную роль сыграет Анастасия Неупокоева. Поставить «Вассу» хотел больше 30 лет. Интересно, что получится.
– За три десятилетия в Новосибирске наверняка были спектакли, которые вас порадовали?
– За столько лет много чего было – интересного и не очень. Побаиваюсь смотреть не свои премьеры. Был ряд крупных разочарований. После неудачных спектаклей всегда заболеваю – на нервной почве. Вот выпустили премьеру – молва идёт, в Сети масса восторженных отзывов. Приходишь в театр – а спектакль не про тебя, уровень ниже плинтуса. Это очень тяжёлые ощущения. Может, просто старею? Во всяком случае, у меня наступил такой жизненный период, когда многое становится предсказуемо. Не хотелось бы никого обижать… Но то, что не безупречно, не впечатляет! И, как мне кажется, я не один такой – с высокими требованиями к спектаклям.
– То есть у вас как в анекдоте: чукча не читатель...?
– Режиссеры крайне редко обсуждают работу коллег. А если ты ещё и дружишь с кем-то, лучше не смотреть, чтобы не испортить отношения. Из недавних новосибирских премьер, пожалуй, отмечу краснофакельский спектакль «Отцы и сыновья», считаю его не свойственным этому театру в тот период. Ещё хорошо помню в «Лисистрату SE» Юрия Урнова и «Три сестры» Олега Рыбкина.
Мои сильные театральные впечатления связаны большей частью со столицами – когда были в расцвете Додин и Фоменко, Захаров и Любимов. В начале 80-х ездил в Вильнюс на потрясающие спектакли Някрошюса – «Квадрат», «И дольше века длится день», «Пегий пёс, бегущий краем моря»… Сегодня очень ценю спектакли Сергея Женовача в СТИ – «Мальчики», «Три года», «Москва – Петушки». Отмечу и два мощных спектакля Туминаса в театре Вахтангова – «Дядю Ваню» и «Евгения Онегина». А ещё меня совершенно потряс театр «Грань» из Новокуйбышевска. Недавно на фестивале «Молодые театры России» в Омске довелось посмотреть спектакль Дениса Бокурадзе «Корабль дураков» – удивительно тонкое, смешное и в то же время очень трогательное действо.
– Ваше творческое кредо?
– В отечественном театре сегодня большой интерес к современной драматургии. Классику же зачастую ставят в немыслимо авангардных решениях. Наш театр нацелен на поддержание традиций, хотя эксперименты нам отнюдь не чужды. На наши спектакли может прийти семья – три поколения. И никому не будет стыдно за то, что происходит на сцене! У нас нет ни мата, ни насилия, ни потакания низменным инстинктам. Жаль, что некоторые режиссёры именно на этом и строят свои творческие программы. Мне не нравится, когда в театр привносят улицу. Подобные вещи не очищают нас. Считаю, что театр – это праздник. А улица на сцене – неуважение к публике.
– Ещё один тренд отечественного театра – мультимедиа…
– К использованию техники и других спецэффектов отношусь нормально. Просто всё хорошо в меру. Главным на сцене должен оставаться артист. А помочь ему можно чем угодно – и светом, и музыкой, и дымом. Но порой всё это используется с единственной целью – скрыть актёрскую бездарность.
Убеждён: авангард в русском театре – временное явление. Инновации на сцене были всегда – но без игнорирования традиции. То, что происходит в театральном мире сейчас… Назову это по-ленински – «детская болезнь левизны». Ничего умнее, ценнее, интереснее, богаче, чем русский психологический театр, ещё не придумано. У меня нет никакой агрессии к либералам от искусства. Русский театр – как ледокол. Он идёт, пробивая себе путь во льдах, и всё ему нипочём.
– Что бы вы сказали школьнику, заявившему: «Я «Ревизора» прочёл – зачем идти на спектакль?»
– Я бы ответил: «Не спеши судить. В 14 лет невозможно понять «Войну и мир». Проще сказать: «Толстой – отстой!» Но придёт время, и ты поймёшь: классика даёт ответы на очень многие вопросы». Пьеса Чехова «Три сестры» не сводится к хронике жизни одной семьи. Увы, сегодня в школах не учат читать пьесы, разбирать их тонкости. А сострадать сёстрам Прозоровым можно только в театре. Поэтому – добро пожаловать на спектакль. А наша задача – не замутить замысел драматурга, не выстроить сценический ребус, не утопить зрителя в болоте режиссёрского самовыражения. Не стоит забывать: классик потому и классик, что оказался умнее своего поколения.
– У вас и ваших артистов немало наград. А когда у театра Афанасьева будет «Золотая маска»?
– Думаю, никогда. Её эксперты считают, что наши спектакли – неформат для национальной театральной премии. Кроме того, как-то посмотрел сразу несколько «масочных» спектаклей и решил: если премии дают за такое, то я в этом не участвую.
Юрий ТАТАРЕНКО
Комментарии