• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 09:11 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 5 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Сверяем «грамотное» состояние

    Сверяем «грамотное» состояние

    Сверяем «грамотное» состояние

    16 апреля прошёл Тотальный диктант. Эта международная акция, зародившаяся в Академгородке, проводилась в тринадцатый раз. В Новосибирске его писали на 43 площадках. Одну из них организовали на борту самолёта, направлявшегося в Москву. Текст диктовала преподаватель НГУ Елена Кузнецова.

    Ну а на главной площадке, в Новосибирском госуниверситете, «диктатором» по традиции был сам автор. На этот раз – детский писатель, поэт, драматург, сценарист Андрей Усачёв.

    Во время визита в наш город Андрей Алексеевич встретился с филологами, пообщался с детьми в областной библиотеке и в ДК «Академия». Накануне диктанта он дал интервью журналистам в пресс-центре ТАСС. Там побывал и наш корреспондент.

    Из писателей – в «диктаторы»

    Было интересно узнать, как Усачёв отреагировал на предложение стать автором диктанта. И вот что он рассказал:

    – Если честно, растерялся, потому что у меня книжки простые. Мне кажется, любой ученик 2-3-го класса может написать по ним диктант. Но Экспертный совет акции был настойчив, и нам удалось найти тот материал, из которого можно сделать что-то подходящее. По-моему, филологи меня пощадили, не усложняли особо текст. Предварительно я прочёл предыдущие – Дины Рубиной и Евгения Водолазкина. И ещё больше убедился, что в этой компании оказался странным образом. Но решил довериться организаторам. Теперь все будут говорить: «Что это за текст вы нам подкинули примитивный?» Или наоборот: «Ну зачем такой сложный сделали?» Но в наше время, что ни сделай, ни скажи, ни напиши, получишь 100 отрицательных отзывов, 200 положительных или наоборот. Поэтому надо просто делать дело.

    Текст был взят из книги об истории разных цивилизаций, написанной в соавторстве с Алексеем Дмитриевым. Она пока не издана. Благодаря Тотальному диктанту книга наверняка получит определённый резонанс и, может быть, скоро выйдет в свет. Отрывок, взятый из неё, назывался «Этот древний, древний, древний мир. Уроки истории». Он оказался довольно большим, ведь требовалось скомпилировать три части, одинаковые по числу знаков и степени сложности. Та, которая досталась нашему региону, была об истории письменности.

    Несмотря на возможность всеобщего доступа в Интернет, в сети диктанта не было.

    – Никто не мог посмотреть текст заранее, – подтвердил Андрей Усачёв. – Поэтому обмануть судьбу было невозможно. Но, мне кажется, люди приходят на эту акцию не за тем, чтобы обмануть судьбу, а чтобы сверить свои часы, своё состояние.

    Секрет успеха

    Причину растущей популярности Тотального диктанта Андрей Алексеевич видит в том, что наши граждане поняли: нечего ждать милости от природы (т.е. от государства).

    – Мы привыкли рассчитывать на то, что к нам кто-то придёт и что-то даст. И приходили, и давали. Иногда то, что нужно, иногда – что не нужно. В последнее время произошло обрезание этой пуповины, и люди поняли: пока они сами что-то не совершат, ничего не произойдёт. И такая замечательная культурная акция порождает это гражданское чувство, что очень ценно.

    Писатель признался, что с большим уважением относится к тем, кто идёт на диктант. Это люди, во-первых, благородные, у которых слово не расходится с делом, и, во-вторых, смелые, потому что надо иметь отвагу для проверки себя:

    – Мы о себе думаем всегда лучше, нежели мы есть на самом деле. А тут можно узнать о себе правду. Она не всегда приятна, поэтому и нужна решимость. Когда начну диктовать, с интересом буду смотреть на этих детей, взрослых, пожилых людей, которые, по сути, такие же дети, только постарше.

    Вдохновение – от природы

    К чтению текста Андрей Усачёв особо не готовился, потому что страха перед аудиторией у него нет: по роду деятельности всегда много публичных выступлений. Но всё-таки большее удовольствие ему доставляет процесс написания:

    – Я, как говорит молодёжь, тащусь, когда пишу. И это очень важно, когда человеку нравится то, чем он занимается. Согласитесь, не радует, когда видишь продавца с кислой миной или кого бы то ни было ещё. Конечно, во всякой работе свои мучения. Но когда преодолеваешь их и получаешь результат, то думаешь: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» И это греет.

    Усачёв писатель всё же детский, со своей спецификой творчества. Наверное, многие из взрослых читали детям его книги «Школа снеговиков», «Таблица умножения», «Приключения в зоопарке» или, например, смотрели вместе с ними мультик про умную собачку Соню. Откуда автор черпает вдохновение, чтобы писать такие добрые книжки?

    – Подпитываюсь больше не от людей, а от деревьев, от травы, от неба. Природа не вампирит. Среди людей не знаешь, на кого налетишь. Есть такие, кто вроде бы говорит комплименты, но, когда уходишь от них, чувствуешь себя настолько усталым, будто весь день пахал. Иногда родители признаются: «Мой ребёнок не любил читать, а прочёл вашу книжку, и его зацепило». Это, конечно, радует.

    Что касается грамотности русского народа, Андрей Усачёв говорит так:

    – Думаю, пропорция грамотных людей какая была всегда, такая и есть. А если мы её поднимем хотя бы на 1%, это будет дорогого стоить.

    Ольга СТРИКУН
    Фото из открытых источников

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    366 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1217 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное