Сплошная неопределённость
Сплошная неопределённость
Дочь окончила 9-й класс. Ни в какую не хочет идти в 10-й, хотя её бы взяли. Говорит, что учиться дальше – это терять время. Чем хочет заниматься, сама пока не знает, а документы в колледж подавать надо было уже вчера. Очень боюсь, что пропустим все сроки, и осядет дочь на целый год дома: работать её сейчас никто не возьмёт, после года безделья она не сможет снова учиться. Каждый разговор, с чего бы мы ни начали, упирается в нежелание учиться. И бабушки масла в огонь подливают, настаивают, чтобы оставила дочь в покое. Я в растерянности.
Ваша девочка окончила девятый класс с отметками, с которыми могла поступить в десятый – значит, она вполне успешная ученица. Нежелание идти учиться дальше, как правило, имеет несколько типичных причин. Давайте их рассмотрим.
В школе что-то произошло: конфликт с одноклассниками или с педагогом, значимый для подростка человек принял решение уходить из школы. Конфликт можно попробовать разрешить или хотя бы смягчить, в крайнем случае – перейти в другую школу. О следовании за значимым человеком также имеет смысл поговорить: чем он собирается заниматься, насколько такое занятие интересно дочери, планирует ли она оставаться с ним в контакте. Вопросы о причинах можно задать напрямую, можно привести примеры: как это бывает, что люди делают.
Когда человек на что-то не хочет тратить время, это означает, что у него есть другое, более достойное занятие. Вы говорите о том, что дочь не определилась. При таком раскладе предложите рассмотреть промежуточную профориентацию: давай, пока ты думаешь, выберем какой-нибудь полезный профессиональный навык, который тебя, если что, кормить станет: научишься шить вещи или шпаклевать стены, освоишь навыки маникюра или парикмахерского дела. Пока будешь получать рабочую специальность, определишься, чего хочется глобально. А может быть, и рабочая профессия понравится, на ней и остановишься.
Но в описываемой ситуации есть ещё один человек, которому необходима помощь. Это вы. Безусловно, пока дочь несовершеннолетняя, родители несут за неё ответственность, поэтому вы переживаете, стремитесь помочь, обезопасить, создать условия. Но ребёнок растёт, и ваша ответственность за него должна делегироваться ему. Мама может предлагать разные варианты, но принимать решение предстоит дочери.
Позаботиться о себе тоже стоит. Для этого необходимо внести ясность: что я буду говорить и делать, если дочь выберет колледж в соответствии с моей рекомендацией, что буду говорить и делать, если выберет тот, который мне не нравится, если она вернётся всё-таки в десятый класс (как я воспользуюсь годом передышки), если не будет поступать никуда, останется совсем без обучения в течение года. Такой диалог внутри себя или с психологом не решит проблему радикально, но внесёт определённость в ваше представление о происходящем.
Неопределённость порождает тревоги, однако, даже когда ситуация зависит от другого человека, можно устанавливать определённость в одностороннем порядке, на своей территории. Такие действия сами по себе стабилизируют и успокаивают.
Можете напрямую поговорить с дочерью о том, что вас беспокоит, как о вашей собственной проблеме: я беспокоюсь, я переживаю, не знаю, как тебе помочь. Мир так быстро меняется, что я не знаю, как лучше на самом деле. Мне было бы спокойнее, если бы ты получила высшее образование, но я не знаю, будет ли так лучше для тебя. Что ты сама думаешь об этом? Приведите примеры из своей жизни или из жизни знакомых. Важно максимально уйти от нотационного тона в общении. Ваша задача – быть в диалоге с дочерью, чтобы держать руку на пульсе происходящего в такой непростой для семьи ситуации.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии