Смеются, плачут соловьи...
Смеются, плачут соловьи...
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…» Эта песня В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова, говорят, нравилась маршалу Г. Жукову. И есть нечто символичное в том, что Великая Победа над силами зла одержана именно в мае, когда оживает природа и начинают выводить заливистые звонкие трели соловьи – самые известные, прославленные и несравненные певцы среди птиц.
Классическим соловьиным пением мне удается наслаждаться обычно во время весенних командировок в Москву. В мае там уже цветут каштаны, пышная сирень. Но самое незабываемое впечатление – соловьиные трели, которые можно услышать в разное время суток и при всякой погоде в сквериках или парках, даже в центре мегаполиса. Более совершенны вокальные данные у обыкновенного соловья – мелкой невзрачно окрашенной пташки. Птицы близких видов – варакушки, соловей-красношейка или синий соловей – не так певучи, но у них заметная внешность.
В Новосибирске и его окрестностях обыкновенные соловьи так называемого восточного подвида тоже встречаются. Их пение даже можно услышать в тёплые тихие вечера и ночи (в мае-июне), оно доносится из густых зарослей кустарников вблизи речушек, прудов или озёр.
От московских собратьев сибирские соловьи отличаются обедненным тембром, упрощенной структурой песни и очень сдержанным темпераментом. Как-то весь июнь мы с орнитологами жили в палаточном лагере на острове озера Чаны. Соловьиного пения ни разу не слышали, но наш коллега – американский орнитолог, которого более всего интересовало строение скелета певчих птиц, – однажды насторожил в лесочке сеть, из которой вместе с другими птичками достал соловьев. Через пару лет после той экспедиции мы снова приехали на озеро, и ночами невозможно было уснуть от хора певчих птиц, ведущая роль в котором принадлежала соловьям.
Мне рассказывали, что вблизи дач в пойме Ини и в других подобных местах летом иногда слышно соловьиное пение. А два года назад в течение июня я наслаждался трелью соловушки в заболоченных кустах за оградой своего дачного участка в окрестностях Академгородка. В прошлом году соловьи собирались там группами по 3-4 солиста. Но больше всего я удивился, когда в конце мая теплым дождливым днем услышал соловьиное пение в Центральном парке.
Более известны новосибирцам варакушки – их легко узнать по синеватой грудке. Прилетают в конце мая-июне и сразу начинают выступать. Нарядные птички поют с удовольствием и подолгу, особенно в сумерках. Пение – звучное, со свистами, щебетанием, щелканьем. Варакушек можно увидеть возле дач.
А вот соловей-красношейка избегает соседства с людьми и селится от них подальше – на лесистых берегах Обского моря, Оби и её притоков. Представителям этого вида очень нравятся заросли облепихи, где они чувствуют себя в безопасности.
Знаю интересный случай, связанный с характером этой удивительной птицы. К коллеге обратились знакомые с просьбой привезти из экспедиции недавно оперившегося птенца красношейки, чтобы утешить пожилую пару: у супругов кошка погубила семилетнего любимца, в свое время заботливо выращенного из птенца. Отзывчивая сотрудница приложила максимум усилий, чтобы выполнить просьбу. Однако каждый раз через пару дней отловленного сетью красношейку приходилось выпускать: птенец не хотел принимать пищу и даже пить в неволе. За нескольких дней вне гнезда молодая птица успевала проникнуться духом свободы и уже не хотела жить в клетке.
А. Яновский, орнитолог, к.б.н.,
Институт систематики и экологии животных СО РАН
Фото Н. Воробьёва
Комментарии