Утиные истории
Утиные истории
12 ноября исполнительный директор фонда «Академгородок» депутат горсовета по округу №35 Наталья Пинус провела встречу общественников на берегу пруда по ул. Золотодолинской. Организовала ее помощник депутата Елена Трофимова.
В своё время именно Наталья Пинус была одним из инициаторов благоустройства этого уголка природы. Она нашла меценатов. На берегу искусственного водоёма появились дорожки, мостки, перила, пенёчки-лавочки. Теперь Наталья Ивановна переживает за судьбу уток, которые облюбовали пруд: почему они не улетели, как будут зимовать? Внимание к этой теме привлёк научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН к.б.н. Алексей Яновский.
К тому дню вода уже замёрзла, и птиц не было. Как пояснил Алексей Павлович, около сотни крякв прижились здесь благодаря подкормке. Жители и гости Городка волновались по поводу того, что разжиревшие птицы не смогут летать и погибнут от морозов. К нам в редакцию осенью пришло несколько писем от читателей с призывом: не бросайте уткам хлеб!
– Это напрасные опасения, – заверил Алексей Павлович. – Как и в других больших городах, и не только в российских, в Новосибирске давно сформировалась так называемая городская популяция крякв, которым не требуется улетать на юг, чтобы пережить зиму. Птицы в холода перебираются на незамерзающие водоёмы. У нас это река Обь в черте города ниже плотины ГЭС, пруды-охладители ТЭЦ, канализационные отстойники у поселка Затонский.
Тревожила орнитолога только судьба самочки чирка-свистунка – самой мелкой из диких уток в наших краях. У неё было повреждено крыло, и она не могла улететь. Алексей Павлович назвал уточку Серой Шейкой и через электронные СМИ и соцсети обратился с просьбой к горожанам: «Если сможете поймать, передайте чирушку на зимовку мне».
Орнитолог и сам попытался спасти бедняжку 4 ноября. Специально приехал в выходной день из Калининского района.
– Молодая дама-зоозощитница по имени Анастасия принесла ловчую сеть, и я попробовал приблизиться к полынье, где Серая Шейка оказалась тринадцатой в дополнение к дюжине крякв (девять самок и три селезня). Они остались на пруду после его замерзания. Это было 31 октября. В тот день около полудня примерно 80 крякв несколькими стаями с полчаса покружили в небе, как бы прощаясь с этим благословенным прудом и запоминая его до весны. Куда именно они улетели, можно выяснить только специальными методами, например, радиопрослеживанием. На птицу надевают портативный радиопередатчик с миниатюрным аккумулятором и как минимум в течение года наблюдают за её перемещением с помощью спутниковых навигационных систем.
Появление человека в болотных сапогах посреди замерзшего пруда вызвало панику у плававших в крошечной полынье уток.
– Несмотря на прекрасное состояние оперения и бодрое поведение, эти кряквы оказались мало приспособленными к полёту: не смогли подняться выше деревьев и приземлились неподалёку в лесу,– рассказал нашему корреспонденту Алексей Яновский. – Получается, что около 10 процентов крякв из сотни выросших на пруду не назовёшь нормальными. Но вряд ли это результат подкормки хлебом. Скорее всего, сказались отдалённые результаты скрещивания диких и домашних крякв – такие факты известны в других регионах.
Куда в конце концов подевалась самочка чирка-свистунка, Алексей Павлович не знает. Может, кто-то её поймал. Или она отправилась пешком в миграционном направлении. Хорошо, если ей хватило сил добраться на речку Зырянку.
Наталья Пинус поинтересовалась, надо ли дальше обустраивать пруд.
– Это необходимо! – уверен Алексей Яновский. – Нужно до основания вырубить ивняк, убрать пни, ветки и брёвна со дна. Древесина в воде приводит к накоплению вредных веществ – лигнина, например. Можно даже скосить засохший рогоз, чтобы он не прел, не гнил, образуя сероводород. Для безопасного отдыха крякв хорошо бы оформить посреди пруда островок.
От общественников прозвучали пожелания оставить всё как есть, это оптимальные условия для гнездования и кормёжки не только крякв, но и чирков-свистунков, камышниц и т.п.
– Такие предложения наивны, – считает орнитолог. – Кряквы и чирки гнездятся в любом уголке леса. Водоём им нужен для кормёжки и купания, а также для выращивания птенцов. Хорошо бы на несколько сантиметров повысить уровень пруда, но так, чтобы не вымокли корни берёз и сосен по берегам. Лучше постепенно заменить эти породы плакучими ивами, которые не боятся вымокания. Тогда уровень воды можно ещё поднять.
Что касается кормления птиц, Алексей Павлович отмечает, что вопрос о пользе или вреде хлеба не актуален:
– Для выживания диких уток куда важнее проблемы, связанные с возмутительной для любой современной страны практики разрешения весенней охоты. Наш чирок с отстреленным крылом – очередное тому подтверждение.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии
Ай, ну как же важен "утиный вопрос" для Академгородка, ну, важнее некуда - общественный транспорт работает супер, дороги чистятся супер, мест в садах хватает, ЖКХ - блеск, ЦКБ - блеск и т.д. по списку. Такие слюнявые слезливые сентиментальные историшки - удел настоящего народопотребляемого районовостребованного электоратоизбранного депутата самого интеллектуального округа НСКа. Не противно ???