Предвестник зимней стужи
Предвестник зимней стужи
В один из осенних дней, подъезжая к Академгородку, заметил высоко в небе парящую птицу. По своеобразным пятнам на крыльях и по полосе на хвосте в пернатом легко было узнать зимняка. Нынче пролёт этих посланников просторов тундры начался заметно раньше обычного в связи с продолжительными холодами в Западной Сибири и выпадением большого количества снега в северных районах уже 30 сентября.
Зимняк или мохноногий канюк – характерный представитель когорты перелётных птиц в Сибири. Представители этого вида встречаются в окрестностях Новосибирска и других южносибирских городов поздней осенью и в начале зимы. Это они летят из мест гнездования в тундре и лесотундре в районы зимовки на юге Казахстана. От других хищных птиц, величиной с коршуна или чуть мельче, его можно отличить благодаря светлой пятнистой окраске и характерным отметинам: широкой тёмной предвершинной полосе на хвосте и почти чёрному пятну в форме подковы снизу на сгибе крыла. Кружа над открытыми просторами и постепенно перемещаясь к югу, зимняки попутно охотятся на мышевидных грызунов, коих в эту пору здесь много.
В лесостепном ландшафте поодаль от больших населённых пунктов с апреля по сентябрь можно встретить близкого сородича мохноногого канюка – канюка обыкновенного, который регулярно гнездится у нас в колках и полях-перелесках, включая ближайшие окрестности Академгородка. Окраска его оперения преимущественно коричневая и практически лишена пестрин, за исключением светлого пятна снизу на сгибе крыла. Хвост у местного канюка значительно короче, чем у северянина-зимняка, так что их довольно легко различить даже на расстоянии. Среди прочего, оба вида похожими между собой и на других представителей рода канюков делает их надоедливый крик. Они и вправду часто канючат.
Многочисленность зимняков на пролёте объясняется огромным ареалом этого вида, широким кольцом охватывающим всё северное полушарие до побережья арктических морей, как в Евразии так и в Америке. Они гнездятся не только в безлесной тундре, но и в редколесье несколько южнее – в лесотундре. В год массового размножения там мышевидных грызунов-леммингов зимняки увеличивают свою численность почти в три раза. В годы, когда мышевидных грызунов в тундре немного, зимняки переходят на альтернативные корма и могут обходиться, чем придётся, включая падаль, снулую рыбу, занемогших и слабых птиц или зверьков, лягушек и т.п.
Как известно участникам геологических экспедиций, кружащие в небе мохноногие канюки представляют собой неотъемлемый элемент субарктического пейзажа, особенно вблизи рек со скалистыми берегами, поэтому встречи с ними там нередки.
Однажды в июле недалеко от посёлка Усть-Оленёк на севере Якутии пара зимняков устроила гнездо в недоступном для песцов и волков месте. Для этого птицы выложили сухими ветками уступ на высокой отвесной береговой скале, сложенной крепкими массивными песчаниками. Маршрут геологов каждый день проходил по узкому берегу реки непосредственно под этими скалами. Обычно недалеко от гнезда находился один из родителей птенцов, который каждый раз, завидев людей метров за 300-400, начинал тревожно кричать. На его зов прилетал второй, и обе птицы кружили над приближающимися людьми. Чем ближе, тем атаки становились всё более ожесточёнными. Наиболее агрессивно себя вёл cамец, который по сравнению с самкой был, как у всех хищных, заметно мельче. Он пикировал на людей и стремительно проносился буквально в метре и ближе над головой, и так продолжалось до тех пор, пока птица не убеждалась, что человек начинал удаляться от гнезда.
Особенно яростно зимняк набрасывался на непрошеного гостя, если тот был один. Когда же людей было несколько, птицы, как правило, вели себя менее агрессивно. Три раза эти устрашающие атаки завершились ощутимыми ударами по голове. В первый раз при попытке поближе сфотографировать гнездо с птенцами от удара слетела меховая шапка. А потом – геологи были атакованы просто при прохождении под скалами, причём одного из них зимняк поцарапал до крови.
Апогеем конфликтного общения с птицами была атака «пикирующего бомбардировщика». Однажды сидящий на скале зимняк бросился в атаку и, совершая очередное пике, выпустил из когтей небольшой камешек. Честно говоря, своеобразное бомбометание получилось далеко не точным, но произвело должный эффект, что затем не раз бурно обсуждалось у вечернего костра.
– А что, времени у зимняка много, – шутили собеседники. – К следующему сезону он, глядишь, и наловчится бросать в людей камни точнее.
Эти нападения, конечно же, вызывали у пострадавших негодование. Согласитесь, приятного мало, когда кто-то беспричинно орёт и бьёт тебя по голове. Однако все участники экспедиции относились к ситуации с пониманием, осознавая, что причиной птичьей агрессивности была благородная забота о подрастающих птенцах, а потому не нанесли храбрым птицам вреда. Все, и пострадавшие в том числе, со смехом подшучивали друг над другом, советуя ходить в маршруты в касках.
Теперь геологи, когда видят очередного мохноногого канюка, пролетающего над окраиной Новосибирска, снова вспоминают свои нелёгкие экспедиционные будни в том суровом краю.
Алексей ЯНОВСКИЙ
Фото А. Ядрёнкина
Комментарии