Удод: ещё тот!
Удод: ещё тот!
Наконец его отменный головной убор, наподобие королевской короны, соответствует статусу. Титула «Птица года – 2016» удод ждал 20 лет.
Слишком мало мы знаем о наших птицах, украшающих и оживляющих родную природу, радующих нас своими песнями и кликами, оберегающих сады и огороды от бесчисленных вредителей. Чтобы как-то исправить эту застарелую проблему, 20 лет назад и был учреждён общественный Союз охраны птиц России, членом которого может стать каждый из нас, а то и целые коллективы школ, детских садов, дачников. Эта организация возглавляет планомерную просветительскую работу, проводит, в частности, акцию «Птица года». В центре всеобщего внимания уже оказывались деревенская ласточка и скворец, величественный лебедь и забавная трясогузка, красногрудый снегирь и горихвостка... Основные условия для номинирования – повсеместное распространение, лёгкая узнаваемость, нужда в охране и заботе.
Так каков же он – удод? О его царственном рыжем хохле мы уже упомянули. А ещё он весьма скрытен: удода мало кто видел, а слушали, наверняка, многие. Вот и автор этих строк, проведший значительную часть жизни на природе, повстречался с семейной четой удодов лишь однажды – на своей лесной даче. Как-то по весне я обрезал в саду сухие ветки тернослива, и на колья изгороди опустилась упомянутая парочка. В момент посадки их распущенные хохлы показались мне парашютиками, а сами птицы – десантированными из каких-то райских кущ. К сожалению, гостевание пернатых было очень кратким. Не успев как следует разглядеть удодов, я уже любовался их полётом – лёгким, игривым, как у бабочек. Неравномерно взмахивая крылами, они удалились к недалёкой от меня опушке леса, где и скрылись – в земных поисках гнездового дупла. Между прочим, чубатые красавцы гнездятся и в строениях, скалах, речных обрывах, занимая там пустоты, ниши и норы.
Питается удод различными насекомыми, мокрицами, жуками, в ловле которых весьма удобен его длинный пинцетообразный клюв. А вот язык у добытчика коротковат, что могло серьёзно препятствовать приёму пищи. Но только не для удода. Как жонглёр, он подбрасывает добычу и ловко ловит разинутой пастью.
Особо хочется сказать о позывных удода – брачных и территориальных. Не лишённые загадочности, особенно в ночи, птицы как бы выговаривают: «хуп-хуп-хуп», либо «худ-худ-худ». Следует однако помнить, что голос удода легко спутать с кликами мохноногого сыча и глухой кукушки. Различают их по числу слогов в отдельной фразе. У удода их три-четыре, у сыча – шесть-десять, у кукушки, порой, – устанешь считать.
На зимовку наши западно-сибирские удоды улетают в Африку и Южную Азию, преодолевая моря и высокие горы. Однажды покорители Эвереста видели их на высоте 6400 метров! Юных натуралистов и всех, кто намерен поближе познакомится с «Птицей года – 2016», надо предупредить о том, чтобы в своих исследованиях они не были слишком назойливыми, особенно возле гнёзд. Против таких бесцеремонных посетителей взрослые особи и подросшие птенцы применяют безотказное оружие – струю весьма зловонного помёта. Не случайно в Германии и других странах удода называют «вонючей птицей». Мы же скажем о хохлатом удальце по-нашему: удод – ещё тот!
Ю. Чернов, член редсовета журнала «Муравейник»
Фото с сайта Союза охраны птиц России
Комментарии