Школа для родителей
Школа для родителей
В последнее время мой сын-дошкольник часто задает вопрос: «Откуда я взялся?» За неделю этот вопрос звучал уже дважды. Я в растерянности, не знаю, как реагировать. В первый раз я сделала вид, что не слышу вопроса; во второй – начала его торопить, приговаривая, что сейчас не время вести посторонние беседы. В самом деле, что говорить? Про аистов и капусту, наверное, уже было бы странно…
Дети зачастую гораздо более проницательны, чем о них склонны думать родители. Не маловажно и то, что ребенок может очень хорошо чувствовать волнение и тревогу мамы, возникающие в ответ на вопрос малыша. Поэтому необходимо сохранять самообладание. Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие».
Родителям не стоит обманывать детей даже в мелочах. Спустя несколько лет ребенок совершенно точно узнает, откуда берутся дети, и испытает чувство досады от того, что был обманут родителями. Родительская ложь говорит ребенку, что лгать, в общем-то, можно, что ребенок и начинает делать в ответ на вопросы родителей.
В своих воспоминаниях К. Юнг пишет, что стал сомневаться в искренности родителей и взрослых в целом, когда услышал их рассказы об аистах, разносящих детей по семьям. К моменту, когда родители рассказывали ему об аистах, он уже знал, что у собаки в помете несколько щенков, и помнил свои рассуждения относительно того, сколько ходок должен сделать аист, чтобы собрать весь помет одной собаки вместе.
Вопрос «откуда я взялся?» обычно застает родителей врасплох, порождая панику. Не стоит лгать, но также не стоит и вдаваться в излишние подробности. Дети могут ориентироваться в проблеме только в рамках собственного мышления и восприятия. Это означает, что в вопрос не заложена потребность узнать о половом акте, о котором дети до определенного возраста (он различен в городе и в деревне, а также определяется социальным окружением ребенка) ничего не подозревают.
Вполне возможно, что ребенок спрашивает вовсе не о том, о чем подумали родители. Поэтому необходимо сначала уточнить, что именно ребенок хочет узнать. Вопрос может быть, например, о том, откуда ребенок взялся именно сейчас в этой квартире, особенно, если вчера он лег спать у бабушки, и родители привезли его спящего. Или вопрос может быть навеян рассказом соседа о том, что он родился в деревне, тогда ребенок захочет узнать, где родился он сам. Тогда мама и должна отвечать в рамках конкретного вопроса.
Если вопрос имеет более глубокий физиологический смысл, тогда лучше показать малышу одну из популярных книг, где рассказывается о развитии ребенка в утробе матери. Буднично и спокойно пояснить содержимое картинок. При этом ребенок освоит социально приемлемую терминологию, и, возможно, объяснение покажется ему скучным. Но при таком объяснении рождение не будет выглядеть запретной, а, следовательно, манящей темой. При желании ребенок может самостоятельно взять источник и еще раз рассмотреть интересующие его картинки.
Можно рассказывать не о зачатии и рождении ребенка вообще, а именно, конкретного, вашего малыша. Тогда начните с рассказа о том, как вы познакомились со своим мужем, будущим папой вашего ребенка, расскажите о тех чувствах, которые испытывали друг к другу, почему вы пришли к желанию родить вашего малыша. Не страшно, если вы в доступной для ребенка форме расскажете о процессе зачатия, но понятие «любовь» должно стать центральным в вашей истории.
Подобные объяснения вполне доступны для понимания ребенка, и на довольно долгое время его интерес и любопытство будут удовлетворены. Если по каким-либо причинам вы считаете, что время или место не подходят для разговоров о сексуальной жизни, вы вправе отложить объяснение, сказав ребенку, что вам нужно время подумать и выбрать более подходящий момент. Но не стоит уклоняться от разговора, ведь тогда ваш малыш может подумать, что по каким-то причинам интересоваться сексуальными вопросами нехорошо.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии