«Самоизоляция стала испытанием!»
«Самоизоляция стала испытанием!»
Закончился очередной учебный год, последние три месяца которого прошли весьма необычно в связи с пандемией коронавируса. О буднях учителя младших классов рассказала преподаватель гимназии №5 Светлана МАКАРОВА, победительница районного конкурса «Учитель года – 2011», педагог с 22-летним стажем.
– Светлана Михайловна, расскажите о плюсах и минусах дистанционного обучения на самоизоляции.
– Минусов, конечно, больше. Был очень сложный период, настоящее испытание на прочность, ведь полноценные уроки по интернету невозможны. Важен прямой контакт с учеником. К примеру, у ребёнка возник вопрос – и есть возможность на чём-то остановиться, разобраться. В классе учителю прекрасно видно, как и что дети воспринимают: понятно им, не понятно, скучно, не скучно, не пора ли сменить вид деятельности…
Многое ушло на самостоятельную работу. В начальной школе дети маленькие, огромная нагрузка легла на мам и пап, чему они тоже не были рады. В сети появились ролики о неадекватном поведении родителей во время дистанционных уроков. Слава богу, я с таким не сталкивалась (улыбается).
– Главная сложность в преподавательской работе в младших классах?
– Мне представляется такая картинка: жонглёр подкидывает вверх множество мячиков – и ни один не должен упасть! Вот так и учитель всё и сразу обязан держать на высоком уровне. Важно очень многое: прогресс в учёбе каждого ребёнка, хороший микроклимат в классе (отсутствие конфликтов, добрые и мирные отношения, дисциплина и безопасность), плодотворное сотрудничество с родителями, культурная жизнь класса, победы детей (или хотя бы участие) в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. А ещё есть тонны бумажных (электронных) документов и отчётов… В этой постоянной многозадачности главная сложность учительской работы.
– Как относитесь к новым образовательным стандартам?
– Когда всё начиналось, говорили вроде бы правильные вещи: о том, что нужно в первую очередь не давать знания, а учить добывать их самостоятельно, развивать компетенции, которые в любой ситуации помогут быстро и эффективно обучаться. Другими словами, давать ученикам не рыбу, а удочку! На деле произошло обесценивание знания: оно свелось к информации. Мол, любой школьник в два клика найдёт по любому вопросу больше информации, чем знает самый лучший учитель. Но информация – это не знания! Есть люди, понимающие эту разницу, но в целом отношение к учителю изменилось, былого авторитета у него нет.
– Не секрет, что родители зачастую делают уроки за своих отпрысков. Заметно ли вам это?
– Иногда это заметно даже по почерку (улыбается). Конечно, ничего хорошего в этом нет. Если у ребёнка есть сложности, нужно помочь ему разобраться, а не делать задание за него. Но зачастую у родителей, уставших после работы, нет ни времени, ни сил, ни желания заниматься с детьми качественно, объяснить непонятное, дополнительно отработать то, что не получается. Проще и быстрее сделать всё за ребёнка. Но это тупиковый путь. Проблема «всплывёт», например, на контрольной. А если ты чего-то не понял – как идти дальше, осваивать новый материал?
– Нужны ли домашние задания в начальной школе?
– Мое мнение: «домашка» всё-таки полезна. Особенно когда даётся в адекватном объёме и на адекватном уровне сложности. Не стоит требовать изучать новый материал самостоятельно – гораздо эффективнее это происходит на уроке.
– Отмечаете ли массовую гиперактивность современных детей? Можно ли обернуть её на пользу учёбе?
– Да, гиперактивных становится всё больше. Работать с ними непросто, но у многих ребят есть такие положительные черты, как любознательность и заинтересованность, что, конечно же, полезно для учёбы. Как и огромная энергия, которую нужно направить в нужное русло. Такие дети способны долго и очень продуктивно заниматься тем, что им нравится. Но в рутинном учебном процессе для них мало привлекательного, они быстро устают, а усилием воли не способны заставить себя заниматься «скучным» делом. От учителя требуется огромное мастерство, чтобы держать внимание класса и оптимальный темп урока, вовремя переключать виды деятельности, при этом грамотно и дозировано использовать игровые и прочие занимательные моменты, сохраняя высокую продуктивность занятий.
Кто-то считает, что это просто ребёнок плохо воспитан. Но научно доказано, что гиперактивные дети могут быть у любых родителей, с любыми подходами к воспитанию. Всем, кто хочет узнать об этом больше, рекомендую книгу Ирины Лукьяновой «Экстремальное материнство».
– Работа учителя – год за два! Согласны?
– Некоторые учителя так и работают – на две ставки. В начальной школе, например, ведут два класса в две смены. В средних и старших классах нагрузка педагога может быть больше 30 часов в неделю! Ничего хорошего, конечно, в этом нет.
Вот сейчас пообещали федеральную надбавку пять тысяч рублей за классное руководство. А мы первым делом думаем: а насколько вырастет нагрузка – останется ли хоть какое-то время на свою семью, детей? Или можно будет забыть об этом?
– Что делают учителя на каникулах?
– Работают! Многие думают, что мы отдыхаем, но это не так. Летний отпуск – не три месяца, а только 56 дней. Остальное время уходит на педсоветы, заседания кафедр, работу с документами, наведение порядка в кабинетах, курсы повышения квалификации, различные семинары. Это зимой, после Нового года, наибольшая часть каникул – нерабочие дни. Провожу их с семьей и друзьями, если позволяет погода – катаюсь на лыжах.
– Есть ли ещё хобби у учителя Макаровой?
– Девятый год занимаюсь фигурным катанием. До самоизоляции дважды в неделю ездила в ледовый дворец в Бердске. Других учителей пятой гимназии в нашей группе нет (улыбается). В детстве каталась немножко, сейчас с удовольствием вернулась на лёд. Освоила тулуп и риттбергер – в один оборот, конечно. Два года назад выступала в любительских соревнованиях. Интересно попробовать парное катание, но в группе большой дефицит мужчин.
Сохранилось и семейное увлечение спелеологией и горным туризмом. Надеюсь, удастся ещё выбраться в пещеры или в горы.
– Как часто проходят учительские капустники?
– В последнее время они прекратились. А вот раньше, в середине 90-х, были настоящие битвы КВН: команда старшеклассников против сборной учителей. Побеждала молодость (улыбается). Помню, как-то мы обыгрывали тему «Гарри Поттера», представляли гимназию чародейства и волшебства – ГимнЧАВО. По сценарию две учительницы, русского языка и математики, ненадолго соединились в одно, а когда их разъединили, оказалось, что первая стала профессором русской матики, вторая – мата языка, реплики обеих постоянно запикивали… (смеётся) А я сыграла роль вредного директора… Мы переделывали песни, наряжались, готовились к разминке – репетировали в школе вечерами. Сейчас, увы, другой темп жизни, и свободного времени у педагогов стало не так много...
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива С. Макаровой
Комментарии