«С праздником, мамуля!»
«С праздником, мамуля!»
Недавно в первом классе у дочери был утренник, посвящённый 8 Марта. Дети подготовили небольшой концерт, чаепитие, а под занавес вручали мамам изготовленные собственными руками открытки – яркие, в цветах и с сердечками. Одной мамашке тоже досталась открытка: она её с улыбкой раскрыла, прочитала, переменилась в лице и бросила на парту. Её дочка тоже напряглась – голову в плечи втянула. После этого они сразу стали собираться домой.
От увиденного будто кипятком окатило. Сразу вспомнила, как мать меня в началке ещё и отхлестала такой же открыткой за то, что я с ошибками текст написала. Думаю, здесь что-то подобное произошло. Хотя тут женщина дочери ничего не сказала и не сделала.
Эту ученицу плохо знаю, она не подружка моей дочери. Но никак не выходит из головы эта картинка. Могла ли я что-то сделать или сказать, чтобы сохранить чувство праздника и как-то оберечь эту девочку, с которой вдруг ощутила такое родство – родство тех, кто посмел любимой маме подарить открытку с орфографическими ошибками? Или моё вмешательство сделало бы только хуже? А вдруг я всё неправильно поняла, и у мамы с дочкой какой-то свой, не связанный с праздником и открытками конфликт?
Думала, что за годы и десятилетия, прошедшие с моей началки, много чего изменилось: родители массово заняли сторону своих детей, поддерживают их. Оказалось, я ошиблась, для некоторых ничего не изменилось.
Объективно за последние несколько десятилетий мир детско-родительских отношений значительно изменился. В нём стало меньше демонстративной агрессии, стыда за нестандартные проявления ребёнка, выросли родительские компетенции.
Что произошло между мамой и одноклассницей вашей дочери, наверняка знать вы не можете. Формально ситуация не вышла ни за какие рамки: женщина не повысила на ребёнка голос, не замахнулась, не обозвала. Поэтому вмешательство внешних сил здесь было бы неоправданным.
Если ситуация не отпускает, расспросите свою дочь об однокласснице. Не получите вразумительного успокаивающего ответа – попробуйте подружить их, чтобы самой при случае понаблюдать за девочкой и успокоиться. Для этого организуйте какой-то мастер-класс для первоклашек или пригласите в компанию к своей дочери нескольких одноклассниц на какой-нибудь выход. В результате между детьми могут завязаться приятельские или даже дружеские отношения. Есть вероятность, что вы даже познакомитесь с мамой девочки и сумеете самостоятельно составить представление о том, что происходит. Это долгий энергозатратный путь, бонусом в котором может быть обретение подруги вашей дочерью и ваше спокойствие до того момента, пока какая-то деталь, чей-то жест или слово не забросит вас снова в горестные детские отношения со своей мамой.
Другой путь к обретению спокойствия лежит через психологическую работу с собственными детско-родительскими отношениями в качестве дочери. В увиденном вас могла зацепить и телепортировать в эмоциональное прошлое не вся ситуация целиком, а мелочь, деталь. Она стала для вас триггером настолько сильным, что от эмоционального шлейфа несколько дней не можете избавиться. Будучи уже взрослой самостоятельной женщиной, мамой, вы погрузились с головой в родство с теми, «кто посмел любимой маме подарить открытку с орфографическими ошибками».
На эту работу-заботу о себе со специалистом стоит специально выделить время и другие ресурсы. Психологически проработанная мама – лучший вклад в воспитание ребёнка.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии