• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:04 воскресенье, 30 июня
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    30.06.2024
    USD: 85.75
    EUR: 92.42
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Россия – певческая страна!»

    «Россия – певческая страна!»

    «Россия – певческая страна!»

    Солист Большого и Мариинского театров, российский оперный певец (бас) Ильдар Амирович АБДРАЗАКОВ родился 26 сентября 1976 года в Уфе. Ещё учась на первом курсе Уфимского государственного института искусств, выступал в Башкирском государственном театре оперы и балета. В 1997 году стал лауреатом телевизионного конкурса Ирины Архиповой «Большой приз Москвы» и завоевал первую премию Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки. В 1998 году дебютировал на сцене Мариинского театра. Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан и Республики Татарстан. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и двух премий «Грэмми». С 2015 года – художественный руководитель Международной академии музыки Елены Образцовой. В 2016-м основал Фонд поддержки молодых талантов в области искусства, который проводит ежегодный Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова.

    – Бельканто (в опере техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением и т.д. – Прим. ред.) – врождённый дар или наработанное мастерство?

    – Наработанное, конечно. Работа над голосом продолжается много лет. Чтобы научиться владению бельканто, которое я считаю необходимым и главным для мастера академического вокала, существуют обязательные для исполнения произведения.

    – Известно, что тенора очень сильно берегут свой голос. А басы?

    – Как и в любой сфере, у певцов есть свои шутки по этому поводу. Но не стоит забывать, что у каждого голоса своя специфика. Недаром композиторы писали для теноров особенные лирические партии – молодых юношей, влюблённых персонажей. Можно сказать, тенора – герои-любовники в опере. Но сохранять, оберегать голосовой аппарат необходимо всем исполнителям без исключения.

    Возможно, стереотипы вызывают ассоциации, что оперный певец обязательно должен носить шарф. Лучано Паваротти выходил на сцену с шарфом…Но не стоит думать, что этот предмет гардероба поможет кому-то петь, как Паваротти!

    Со временем мы изучаем свой голос и как всё взаимосвязано внутри. Потому что певец поёт не связками, звучит весь организм: тело – своего рода дека. Важно прислушиваться к педагогам в вопросах гигиены голоса, особенно по молодости, когда мы делаем первые шаги в непростом искусстве исполнения. Также важно соблюдать режим: кому-то на пользу сон, кому-то – занятия спортом, во всём должна быть мера. Это необходимо для чувства внутренней наполненности, энергии, ведь во время пения отдаёшь всего себя.

    – Без чего бас не бас? Без кантилены (напевная мелодия. – Прим. ред.), крепких верхов, уверенного диминуэндо (постепенное уменьшение силы звука. – Прим. ред.)?

    – Басы бывают нескольких видов: буффо, кантабиле, профундо, басы-баритоны, центральные басы. И для каждого голоса есть свои партии. Также учитываются и переходные ноты, и тембр. Я обладатель баса кантабиле, этот тип голоса позволяет исполнять главные партии в операх разных композиторов – от Генделя до Шостаковича.

    – В чём, по-вашему, секрет популярности романса? Их поют уже двести лет!

    – Русский романс очень душевный, в нём интересная музыкальная структура: простые аккорды и мелодия, затрагивающая струны сердца. В романсе есть своя магия, исполнителю важно прочувствовать её. Классический романс начинался с того, что в домашнем салоне пианист садился за инструмент, выходил певец – и случалось волшебство. Композиторы часто писали музыку под конкретных певцов, закладывая в неё внутренний монолог исполнителя.

    – Сегодня устойчивый тренд – осовременивание оперы. Ваше отношение к этому?

    – Мне нравится, есть в этом что-то прогрессивное. Конечно, важно, чтобы в итоге не получилось вульгарно, чтобы ничто на сцене не отвращало публику. Но если у режиссёра современный подход, новое решение и всё продумано – почему бы и нет? Я лично это приветствую. А кто-то ставит оперу в классической манере – и это тоже хорошо. Во всём должно быть чувство меры и чувство вкуса.

    Десять лет назад Дмитрий Черняков поставил «Князя Игоря» в «Метрополитен-опере». Спектакль был потрясающий, красивый, современный, публика и пресса – в восторге! А два года назад режиссёр Каспер Хольтен выпустил неклассического «Бориса Годунова» в «Ла Скала» – и это тоже был интересный опыт.

    – С кем в дуэте – из певцов и музыкантов за всю историю музыки – хотели бы спеть?

    – Очень хотел бы посмотреть спектакль с участием Шаляпина. И взять у него мастер-класс. Это был уникальный певец. К счастью, сохранились записи его голоса, и мы можем через голос увидеть создаваемые Фёдором Ивановичем образы. Такова сила харизмы, которой обладают немногие.

    – Ваше мнение о телепроекте «Голос»? Вас не приглашали стать наставником?

    – Проект хороший, на нём открывают прекрасных исполнителей. У нас так много больших талантов. Россия, можно сказать, певческая страна! Хотелось бы, чтобы больше строилось концертных залов, театров, филармоний. И чтобы там выступала талантливая молодёжь. К слову, в июле в Санкт-Петербурге пройдут занятия в Летней школе, которую проводит мой Фонд поддержки и продвижения молодых талантов.

    – Вы выросли в творческой семье: мама – художник, отец – кинематографист. Шансов пойти в инженеры не было?

    – Никаких! Но когда мне было года четыре, я мечтал быть дальнобойщиком. Наверное, ничего не поменялось с тех пор: также путешествую по разным странам. Объехал почти весь мир.

    В шесть лет меня отдали в музыкальную школу, где я учился по классу фортепиано и пел в детском хоре. С юности музыка сопровождала мою жизнь, любовь к пению становилась с годами всё больше и больше. У меня был пример старшего брата, и вслед за ним я пришёл к нашему педагогу Миляуше Галеевне. Родители относились очень хорошо к тому, что оба сына поют, во всём поддерживали нас. Мы жили в доме творческих людей – артистов, учёных-академиков. И все мои друзья были из интеллигентных семей.

    – Чему научил вас отец? И чему вы учите своих детей?

    – Отец был для меня примером во всём и научил меня главному: нужно много и упорно работать, чтобы добиться больших успехов. При этом он никогда не наставлял: делай то, не делай этого. Отец работал, а мы с братом наблюдали и мотали на ус. Постоянно видели, как он трудится, снимает фильмы, переживает за творческий процесс. Считаю, что его преданность профессии – прекрасный пример для подражания.

    Моим детям тоже прекрасно видно, как я живу и работаю. Они любят ходить на мои выступления и внимают искусству, настраиваются на правильную волну и проявляют тягу к музыке.

    – На что бы тратили восьмой день недели, будь у вас такая возможность?

    – На семью. Хочется почаще быть с родными и близкими.

    – За что вы себе могли бы поставить твёрдую пятёрку?

    – Давайте оттолкнёмся от известной поговорки. Я счастливый отец, построивший дом и посадивший не одно дерево.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива И. Абдразакова

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Мне снятся буквы!»
    454 0
    "Навигатор" № 23 (1445) от 14.06.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Становлюсь всё мягче!»
    550 0
    "Навигатор" № 22 (1444) от 07.06.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Готова многое прощать»
    549 0
    "Навигатор" № 18 (1440) от 10.05.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Вдумчивый читатель исчезает»
    427 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Сегодня труднее выигрывать!»
    467 0
    "Навигатор" № 13 (1435) от 05.04.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я поэт-реалист!»
    445 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24

    Популярное