Право на выбор
Право на выбор
Мы решили отдать своего пятилетнего сына на спортивную гимнастику. Мальчик позитивный, весёлый, шустрый, с удовольствием бегает, прыгает, скачет, на детских площадках везде лазит. На первых тренировках (пока знакомились, играли, привыкали к режиму) сыну всё нравилось. Потом ситуация изменилась. Понятно, что у всех детей разное физическое состояние и подготовка: гибкость, растяжка, выносливость. Нашему ребёнку трудно. И он уже не хочет ходить на гимнастику.
При этом сын попросил меня поговорить с тренером, чтобы тот меньше ему помогал (иногда учитель, прилагая небольшие усилия, помогает ребёнку нагнуться или достать руками до носочков). С занятий ребёнок выбегает радостный, докладывает о своих успехах и достижениях, дома демонстрирует, как выполняет упражнения. А утром: «На гимнастику не пойду»... У нас с мужем глобальная дилемма: заставлять сына посещать секцию или пойти у него на поводу?
Родители – главные люди в жизни ребёнка, они определяют качество его жизни, помогают сделать выбор (иногда делают его за малыша), и до совершеннолетия несут ответственность за всё, происходящее с чадом, в том числе и за его умение выбирать.
В каком случае человек получает право выбора? Когда обладает ресурсами и возможностями этот выбор сделать. Например, трёхлетний ребёнок может выбрать носочки, в которых пойдёт в сад. Для этого малыш достаточно сведущ и компетентен, у него есть предпочтения в цвете и фасоне, и он имеет право надеть то, что ему нравится и настаивать на своём. Во всяком случае в большинстве семей это так. Условные исключения могут составлять те ситуации, когда любимые носки категорически не подходят к платью на утренник. Исключения здесь названы условными потому, что не для каждой мамы указанный фактор может стать ограничителем права выбора ребёнка.
Но ходить ли в садик вообще – такого выбора нет ни у одного трёхлетки. У малыша нет для этого полномочий и меры ответственности, необходимой для принятия такого решения. В тех семьях, где ребёнок может отказаться от сада, независимо от того, что думают родители, скорее всего вообще правила, права и обязанности будут находиться в беспорядке. Ведь в таком случае на плечи ребёнка перекладывается непосильная для него ответственность.
Что касается секции для пятилетки, то здесь, увы, такой однозначности нет. Ребёнок должен как-то узнать, в какую секцию ему бы хотелось ходить, но как он сможет это сделать, если родители не подберут для него подходящий вариант?
Ситуации, где на выбор влияют родители или решение принимает ребёнок самостоятельно, – можно расположить на шкале. Ваши действия будут склоняться к тому полюсу, который вы посчитаете для себя более приемлемым. Если полагаете, что выбирать секцию и длительность её посещения должен сын, значит следуйте за интересом ребёнка и не задумывайтесь, как мальчика задержать подольше в том или ином виде спорта. Если считаете своё мнение приоритетным, то говорите с ребёнком, убеждайте его, рисуйте перспективы, апеллируйте к своему спортивному детству. Неверного решения здесь нет, есть в большей или в меньшей степени подходящий вам вариант.
Судя по письму, мне кажется – вы более склонны ко второму. Если это так, то ваши действия верны: выслушиваете сына, сочувствуете ему, при этом поддерживаете и воодушевляете: «Да, иногда на тренировке бывает тяжело и даже больно... зато, смотри, что ты сделал сегодня – какой прыжок\кувырок\кульбит! Гораздо лучше, чем вчера – ты замечательный гимнаст!» Да и тренер вам нравится, а сын после занятий счастлив и чувствует себя звездой.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии