«Пора прийти в себя»
«Пора прийти в себя»
В киноцентре «Победа» известный сценарист, режиссер и телеведущая Авдотья СМИРНОВА представила свой новый фильм «Два дня». До этого она написала сценарии к фильмам, ставшим лауреатами многих фестивалей: «Прогулка», «Дневник его жены», «Связь», «Отцы и дети», «Восемь с половиной долларов», «Глянец».
– Для замминистра, главного героя картины, два дня, проведенные в провинции, меняют всю его жизнь. В реальности такое возможно?
– Жанр нашего фильма – классическая романтическая комедия. Это всегда фантазия, всегда сказка. Важнейший закон этого жанра: невозможное возможно. Сценарий мне заказал продюсер. Ни я, ни мой соавтор по уже нескольким картинам Аня Пармас прежде не писали романтических комедий в чистом виде, так что это был своего рода профессиональный вызов. А вам хотелось, чтобы наша картина заканчивалась драматично? Так это и есть главный грех русского кино – мы никак не можем выдержать чистоту жанра. Почему не захотели добавить философской притчи? А вот не захотели!
– Второй главный персонаж фильма – музейный работник, трогательный и беззащитный. Хотите сказать, нашу культуру надо спасать? Или пусть сама себя спасает?
– Для меня посыл фильма в другом. Считаю, нации не мешает вспомнить о том, что у нее есть культура и интеллигенция. И та нация, которая плюет на свою культуру так, как это делаем мы, семимильными шагами идет к потере своей идентичности. И к распаду такого понятия как Россия. Интеллигенция не была героем нашего кино на протяжении 30 лет. Встречались представители интеллигентных профессий. Но как образ некоего мира интеллигенция из нашего кино ушла. Это слово стало ругательным. Люди, которые хранят культуру, превратились в маргиналов. Но они все равно продолжают свое дело. А вот страна забыла о них и считает, что это все не нужно. Героиня в фильме говорит, что без культуры мы станем страной жлобов. А я считаю, мы уже ею стали. Потому что уже погубили все, что у нас есть. Так вот, пора прийти в себя.
– Верите в то, что мы на это способны?
– Россия удивительная страна. Бывали времена и похуже. Но страна каждый раз отряхивалась и входила в разум. Недавно смотрела телепередачу 1987 года «Музыкальный ринг». Поразили вопросы аудитории. Вставали с мест люди в жутких свитерах с катышками и чудовищных роговых очках и спрашивали – про Шенберга, Кейджа, атональную музыку. А ведь на запись программы они пришли с улицы. Ребята, у нас был другой народ! Куда он делся? В гибель России верить не хочу. Но то, что в данный исторический период вся страна рехнулась на деньгах – от детей до пенсионеров – абсолютная правда. И вместе с этим защищаются диссертации, пишутся книги. У нас сейчас есть с десяток первоклассных поэтов! Беда в том, что общество на это не реагирует. Семьдесят лет нам объясняли, что деньги – не нужны. А сейчас мы до них дорвались – со всей нашей удалью, широтой и беспредельностью. Да, нация утратила бескорыстные духовные интересы, но, я уверена, не навсегда. Потому как есть люди, кому присущи эти самые интересы, – наша интеллигенция.
– Успешному человеку, звезде Петербурга откуда знать проблемы российской глубинки?
– Чудный вопрос. Люди очень интересно представляют себе мою жизнь: у всех горе, проблемы, страдания – а я сижу и целыми днями покрываю ногти бриллиантовой крошкой! Можно было бы много чего рассказать: про жизнь в интернате или в общежитии, но не стану. Пусть это останется моими личными подробностями. Я жила в деревне. И о трудностях деревенской жизни знаю по собственному опыту. Мне хорошо знаком и быт музейщиков, в том числе провинциальных. Это абсолютно бескорыстные люди. Им действительно платят в лучшем случае пять тысяч в месяц. За мизерную зарплату они хранят культурные ценности страны, которая от культуры, в общем-то, отказалась.
– А от чего отказываетесь вы? Скажем, продюсер настаивает на участии в вашем фильме артиста N…
– Ни одного артиста мне не навязали. И не навяжут. Всегда выбираю сама. Известность, популярность для меня не имеет решающего значения. Когда брала Михаила Пореченкова на главную роль в картину «Связь», все крутили пальцем у виска: какой из него герой мелодрамы, это же Леха Николаев, «Агент национальной безопасности». Но я-то видела его в театральных работах и знала, на что он способен. Очень многие сомневались, что Ксения Раппопорт может быть хороша в комедийной роли. Но в картине «Два дня» это произошло. Что же касается Федора Бондарчука, считаю его крупнейшим драматическим артистом России. Сейчас он находится на взлете своей актерской формы. Уверена, что может играть роли шекспировского репертуара. Его актерский потенциал раскрыт нашими режиссерами, в том числе и мною, всего на десять процентов. Во время непосредственной работы с Федей, в ходе нашего репетиционного периода поняла – в нем бездны и бездны. Работать с Бондарчуком-артистом – абсолютное наслаждение.
– Это ваше режиссерское кредо – расширять творческий диапазон актера?
– Есть немало прекрасных артистов с загубленной актерской репутацией – они встречали «не своих» режиссеров. Как-то призналась кинопродюсеру Сергею Сельянову, что мечтаю написать роль на Боярского. А он в ответ: «Ты сдурела? Он хорошо играл очень давно, в «Старшем сыне!» А я говорю: «Сережа, вот ты не смотришь сериалы, а ведь у Бортко в «Идиоте» Боярский играет просто фантастически!» И после премьеры «Тараса Бульбы» Сельянов мне сказал: «Ты совершенно права, Боярского нужно срочно снимать!» И, между прочим, у нас очень много артистов, кого хотела бы снять – а ведь среди них есть еще и любимые! Скажем, Анну Михалкову хочу снимать всегда. Даже в мужской роли.
– Значит, мы увидим Михалкову в вашей следующей картине – как скоро?
– Вообще-то в кино не принято говорить о будущем. Могу лишь сказать, что с 20 октября приступаю к съемкам новой картины. Это будет комедия, но пожестче, без романтической сопли. Рабочее название – «Кококо», слово без дефисов. И одна из главных ролей, действительно, написана на Анну Михалкову. А вторую героиню, предполагается, сыграет Яна Троянова, известная по картине «Волчок».
– Вы давно и прочно связаны с кино. Никогда не пробовали себя в театре?
– Мне это очень интересно. Считаю, такой опыт должен иметь каждый кинорежиссер. Надеюсь, через год-другой у меня будет и театральная премьера в Петербурге – во всяком случае, переговоры уже начались. Хочу поставить «Тень» Шварца – для взрослых, но без авангардизма.
– В этом стиле работал режиссер замечательных картин «Белорусский вокзал», «Осень» Андрей Смирнов, ваш отец. Скажите, он что-то снимает сейчас?
– У него только что закончились съемки нового фильма – это произошло впервые после 30-летнего перерыва. И 27 октября его картина выходит в прокат, она называется «Жила-была одна баба». А буквально через две недели в кинотеатрах пойдет новый фильм Андрея Звягинцева «Елена», где отец сыграл главную роль. Еще не видела этой картины. Могу лишь сказать о Звягинцеве. Познакомились с ним недавно. Обожаю его. Очень большой режиссер, настоящий художник. Он очаровательный человек, один из самых замечательных людей в нашем кино.
– Звягинцев родом из Новосибирска…
– Обратила внимание – сегодня был умный зал. И ваш город в целом понравился. Я бы легко переехала сюда жить. Чего не могу сказать, к примеру, о Южно-Сахалинске, откуда только что прилетела. В нем под красивейшими сопками – либо бараки с пятиэтажками, либо «нефтяное барокко» из стекла и бетона. Тяжелый город, очень депрессивный. Поразила в нем реакция публики: там зрители разговаривали во время фильма не только между собой, но и с экраном! На полном серьезе на весь зал народ обращался к Маше, которую играет Ксения Раппопорт: «Куда ты пошла, он вон там!» или: «Зови его, зови, он тебя сейчас вытащит!» Такое простодушие выдает в людях не кинозрителя, а телезрителя. Новосибирцы, мне показалось, народ более искушенный.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото с сайта www.afisha.ru
Комментарии