Полезные «можно» и «нельзя»
Полезные «можно» и «нельзя»
Нашему мальчику девять месяцев, и у него уже случаются первые капризы. Показывает пальчиком на то, что хочет, мы, если это можно, даём, если же нельзя, то пытаемся отвлечь чем-нибудь. Но иногда «отвлекашки» не действуют, и ребёнок начинает кричать, пытаясь добиться своего. Порой доходит до истерики... Мы не знаем, как себя вести в подобной ситуации. Боимся избаловать, если будем потакать, а если нет, то истерики участятся...
В девять месяцев ребёнок только начинает формировать модели взаимодействия и общения. Указав в первый раз на предмет, он не знает, какой реакции ждать: дадут ли ему эту вещь, покажут на неё пальчиком в ответ, поднесут его к ней и т.д. А возможно, что жест вообще не имеет отношения к предмету, а связан, например, с освоением умения складывать кулачок, оставляя указательный палец. Получается, что взрослые, приписывая чаду те или иные мотивы, формируют их.
Ребёнок ещё не знает, не владеет информацией о том, какие вещи можно брать, какие нельзя. Чтобы он мог это усвоить, такая инвентаризация должна быть проделана в первую очередь самими родителями. Папин теннисный мячик разрешено брать, его можно бросать, катать и грызть, мамину фарфоровую собачку брать нельзя ни при каких обстоятельствах: у неё острые края, она хрупкая и плюс ко всему дорога маме как память. И, конечно, действия родителей относительно возможности обращения с теми или иными вещами в идеале должны быть согласованы. Если мама собачку не даёт, а папа считает, что когда нельзя, но очень хочется, то немножко можно, – ребёнок из-за отсутствия понятной схемы действий будет настойчиво требовать всё что угодно.
Задавая ребёнку рамки, вводя понятия «можно» и «нельзя», мы тем самым облегчаем ему жизнь. Важно, чтобы «нельзя» не стало самым часто произносимым словом, его должно быть немного, но запреты будут однозначны и неизменны. Чуткое руководство взрослого идёт малышу на пользу: он учится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на трудности, его личность формируется в соответствии с принципом реальности, а не фантазийной уверенностью в собственном всемогуществе, способной перерасти в манию величия. Сказать «нет» чаду не так уж сложно, если при этом мы даём понять, что отказ – это не проявление нелюбви, а в данном случае необходимость. Ребёнок соглашается без особого сопротивления.
Дети прекрасно чувствуют эмоциональное состояние близких, поэтому, если взрослый сомневается в правомерности запрета, малыш может предпринимать попытки продавить своё желание. Когда родитель твёрд в своём решении, то ребёнок, как правило, не капризничает и не спорит. Например, если мама уверена, что находиться на подоконнике опасно для жизни, и со всей убеждённостью об этом говорит сыну, он не будет стремиться залезть туда. Если ей кажется пребывание на подоконнике опасным и при этом она считает, что смотреть с подоконника в окно – невероятно интересное занятие, то ребёнок снова и снова будет оказываться там с её ведома или без.
Таким образом, во-первых, необходимо определиться с тем, что можно и чего нельзя малышу, во-вторых, договориться со всеми взрослыми, вовлечёнными в воспитательный процесс, о единстве разрешённого и запрещённого. В-третьих, память ребёнка ещё недостаточно развита, чтобы он мог запомнить все правила, поэтому вам придётся настойчиво, но спокойно и продолжительное время напоминать ему о требованиях. Другое дело, если сынок или дочка уже раскапризничались, ведь истерика на некоторый период становится самоподдерживающимся процессом – кричу потому что кричу. Поэтому переключать ребёнка необходимо в самом начале, как только он обратил внимание на нежелательный предмет. Унесите его от вожделенного объекта или хотя бы уберите вещь из поля зрения и успокойте всеми доступными средствами.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии