• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 10:19 воскресенье, 24 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    24.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Поэзия – лучшее изобретение!»

    «Поэзия – лучшее изобретение!»

    «Поэзия – лучшее изобретение!»

    Алексей Арнольдович ПУРИН – поэт, эссеист, переводчик. Родился в 1955 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский технологический институт. С 1989 года заведует отделом поэзии, а с 2002-го – ещё и отделом критики журнала «Звезда». Лауреат премий «Северная Пальмира (1997, 2002), «Честь и свобода» Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-центра (1999), журнала «Нева» (2014), «Новый мир» (2014).

    – В чём предназначение поэзии, как вам кажется?

    – Поэзия – лучшее изобретение человека. Или... Помните начало книги Бытия: Слово было у Бога и Слово было Бог. Быть может, и не «изобретение», а «достояние». Получил, как Моисей, скрижали Завета – и стал творить, стал со-Творцом. Лепить из глины – тоже со-творчество; но оперировать Словом – занятие ещё более высокое, чуть ли не божественное.

    – Вопрос на тему поверки «алгеброй гармонии». Легко ли отличить хорошее стихотворение от очень хорошего?

    – Хорошее нравится, от очень хорошего испытываешь восторг.

    – Россия, ХХI век – это место и время для поэзии?

    – Да, её ничто не берёт. Вот если бы удалось построить коммунистическое общество, тогда была бы беда...

    – Сейчас наблюдается новая степень разобщённости между людьми. А искусство, и поэзия в частности – это про консолидацию или раскол?

    – Бродский в Нобелевской лекции заявлял, что в мире, где прочитано стихотворение, власть с досадой обнаруживает разброд, шатания и полное отсутствие единомыслия. Что для власти – чрезвычайная ситуация. Видимо, для Бродского это было актуально, и если учесть ракурс времени, то с ним следует согласиться. Чтение приводит к многообразию и разномыслию. Но поэзия есть нечто, не поддающееся анализу. Она противоречива по своей природе. Другой поэт, не менее замечательный, предполагает в собеседнике ту «радость узнавания», без которой поэзия не имеет смысла. А таковая настоятельно требует единомыслия и сопонимания поэта и читателя. Вот и поди разберись в этом противоречии!

    – Ежемесячный тираж журнала «Звезда» – тысяча экземпляров. Как привлечь массового читателя?

    – Если речь о поэзии, то надо признать, что «хороший поэт –  это мёртвый поэт». Случаются исключения (Бродский, получивший Нобелевскую премию за горбачёвскую перестройку; Евтушенко, агент влияния, облизываемый спецслужбами конкурирующих государств; Асадов, любимец невзыскательной публики...), но они подтверждают правило. Поэтому жить за счёт стихов невозможно: до «совписов» (советских писателей – Прим. ред.) и после них никто этим не жил и жить не может. Пишите стихи в свободное от работы время (как Анненский, например).

    Но вопрос, видимо, всё же о журнальной литературе. Уверен, что достаточно массовый читатель у «толстых» журналов вроде «Звезды» есть – он их читает в интернете. Беда в другом: чтобы изготовить качественный литературный продукт, требуются деньги (гонорар автору, зарплата редактору, корректору и другим сотрудникам, прочие редакционные и типографские расходы), которые и интернет-читатель, и даже нынешний покупатель бумажных книг (но не журналов!) платить разучились. Им кажется, что это растёт, как грибы, само по себе – иди в интернет и собирай в лукошко.

    Расходы признанных «толстых» журналов (существующих уже много десятилетий; по существу, они представляют собой национальное достояние) могло бы взять на себя государство (например, поддержанием широкой сети государственных библиотек и читален, закупкой для них значительного числа годовых подписок). Но пока этого не получается: государство не готово спонсировать литературу столь же щедро, как оно финансирует зрелищные искусства и СМИ. Между тем бюджет одного игрового художественного фильма или театральной программы (судя по сообщениям «из зала суда») в несколько раз превосходит годовые расходы всех «толстых» журналов. А ведь именно литература, а не зрелищные искусства работают над сохранением и развитием языка –  главного орудия поддержания национальной идентичности. То есть это важнейшее государственное дело! Можно позавидовать крошечной Эстонии, где правительство всерьёз об этом заботится.

    – Весьма успешный писатель ваш земляк Евгений Водолазкин был на страницах «Звезды» единственный раз – более 20 лет назад, с материалом к 95-летию Лихачёва…

    – Да, появился разряд сочинителей, которых вообще не интересуют журналы. Им не интересны те гонорары за прозу, которые мы можем предложить. С другой стороны, многое из популярной литературы обладает весьма невысоким качеством, по-моему. Пять лет назад я «жюрил» в последнем «Русском Букере», прочитал под восемьдесят, что ли, новоиспечённых романов – увы, почти без радости и удовольствия. Некоторые прославленные авторы (Пелевин, к примеру) показались мне просто допотопными. К тому же – картонными.

    – У Есенина была строчка: «Живите так, как вас ведёт звезда». Если последнее слово взять в кавычки, подпишитесь под этим девизом?

    – У меня есть лучше – Анненский: «Среди миров, в мерцании светил / Одной Звезды я повторяю имя…»

    – Идеальное стихохранилище – интернет или библиотека?

    – Библиотека (лучше – императорская, публичная, с Иваном Крыловым в директорах). Люблю книги. Никакие сканы в сети не дадут вам того ощущения, которое производит взятое в руки прижизненное издание Баратынского, Батюшкова, Державина... Или эльзевир со стихами Овидия. Важны тактильные ощущения, непередаваемый аромат древней бумаги.

    Большевики провели-таки реформу письменности. И в результате пропало очарование блоковской строфы – и рифма угасла, и смысл поглупел: «Россiя, нищая Россiя! / Мнѣ избы сѣрыя твои, / Твои мне пѣсни вѣтровыя, — / Какъ слезы первыя любви!» Речь шла о слезах первой любви, а не о каких-то почти непристойных «первых слезах» любви – потом-де бывают вторые, третьи... А сколько ещё такого рода утрат! Нет, книги должны бережно сохраняться.

    – Как понять ценность того, что делаешь?

    – Вокруг столько людей, явно преувеличивающих ценность того, что они делают, что поневоле начинаешь сомневаться и в правильности собственной самооценки.

    – В чём для вас несовершенство мира?

    – Несовершенство – мягко сказано! Чудовищность наличного мироустройства состоит в смертности всякого носителя сознания. По мнению гностиков, похожему на правду, этот мир создан не Богом (Он добр и справедлив, но слеп, нем, глух и безрук), а его дурным подражателем Демиургом.

    – Одно из заблуждений юности – что жизнь длинна. А какие заблуждения у зрелости?

    – Наиболее опасное – что зрелость мудра и лишена каких-либо заблуждений.

    – На что бы вы тратили восьмой день недели, будь у вас такая возможность?

    – Боюсь, что на придумывание для него соответствующего названия: «завоскресник», «осмерёк», «восьмидён», «осьмиверг»... И так – долгие-долгие годы...

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива А. Пурина

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    372 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    439 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    339 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    343 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1259 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    449 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное