Подростки: возраст «особого назначения»
Подростки: возраст «особого назначения»
Подростки: возраст «особогоназначения»
В песне из кинофильма «Обыкновенное чудо» есть строки:«Приходит день, приходит час, приходит миг, приходит срок – и рвется связь!»Они как нельзя лучше описывают этот непростой для родителей и самих детейпериод – подростковый возраст. В чем же его особое назначение? В том, чтоименно в этом возрасте ребенок, взрослея, ищет свое собственное социальное лицо,отделяется от семьи как самостоятельная личность.
Так, если грудной ребенок к первому году жизниначинает чувствовать себя отдельным от мамы «телом», то ребенок трех лет кричит«я сам!», утверждая собственную индивидуальность. Подросток, игнорирующий какродительскую заботу, так и строгие запреты и ведущий себя подчас самымабсурдным образом, – ищет самого себя – социального: пусть «неправильного» и«ужасного», с точки зрения родителей, но зато «своего собственного». Именнопоэтому в этот период для подростка становятся наиболее важными еговзаимоотношения в группе сверстников, а родители как бы отходят на второй план,а часто и намеренно игнорируются подростком.
Родителей часто тревожит, обижает и пугает такое резкоизменившееся в негативную сторону отношение к ним. Но на самом деле их дочь илисын вовсе не стали их меньше любить: просто для обретения собственной социальнойзрелости им необходимо оградить себя от родительского влияния, от опасностииграть во взрослой жизни навязанную родителями роль. Быть самим собой – эточрезвычайно важная и крайне трудная задача.
Несмотря на всю демонстрацию своей «взрослости» и«самостоятельности» и зачастую негативное, обвиняющее или презрительное отношениек старшим, подросток нуждается в поддержке, любви, понимании и уважении. Особойважностью в этот период примерки различных социальных ролей объясняется итревожащий родителей факт смещения ценностных ориентиров ребенка: снижениеуспеваемости, активное общение со сверстниками. Ведь подросток ищет себя иобкатывает свою социальную роль в непосредственном опыте общения.
Запреты, наказания и морализаторство создают толькодополнительные трудности на этом нелегком пути. Верным помощником же можетстать вера в вашего ребенка, понимание и поддержка. Полезно вместо нравоученийподелиться с ребенком опытом собственного взросления, вспомнить своивзаимоотношения с родителями.
Кроме того, существуют специальные групповыекоммуникативные тренинги, позволяющие в безопасной игровой форме освоитьподросткам различные техники конструктивного общения: разрешения конфликтов,умения сотрудничать, спорить, давать поддержку. Также это возможность вразличных формах творческого самовыражения найти и примерить свои возможныесоциальные роли.
М. Петрова,
педагог-психолог центра «Радуга».
Комментарии