Поддерживайте, но не жалейте
Поддерживайте, но не жалейте
Мой сын в этом году заканчивает 2-й класс. В 1-м нам не ставили оценок, не задавали домашнего задания – школьная жизнь была чудесна и беззаботна. В этом году все изменилось – больше всего угнетают домашние задания, мы можем делать их по нескольку часов. Причем сын никогда не делает их самостоятельно, обязательно кто-то должен сидеть рядом и пояснять, подсказывать, организовывать. Что бы ни спросил, ответ один: «Я не знаю, не помню, не могу!» Уже и ругать его пытались, и воспитывать, и к учителю подходили… Что нам делать?
Очень похоже на то, что для вашего сына стала привычной стратегия «уклонения» от усилий. Дети со стратегией «уклонения» стараются излишне подчеркнуть свои слабости и зачастую убеждают нас в том, что они глупы и неуклюжи. Нашей реакцией на такое поведение может быть жалость по отношению к ним. Но наша жалость по отношению к ребенку оказывает ему медвежью услугу. Чувствуя жалость по отношению к себе, ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости и никчемности. Постепенно это ощущение приобретает все больший размах: в конце концов, «какой смысл что-то вообще делать, если все равно у меня не получится», думает такой ребенок, становясь все более и более пассивным.
Следовательно, необходимо немедленно перестать жалеть ребенка, этим мы поощряем его жалость к себе и убеждаем в том, что теряем в него веру. Если мы так реагируем на его демонстративное отчаяние, да еще и помогаем ему в том, что он прекрасно может сделать сам, у него вырабатывается привычка добиваться того, что хочется, унылым настроением.
Далее необходимо изменить свои ожидания относительно ребенка. Создайте условия, в которых ребенок не сможет ответить: «Я не могу, я не знаю…» Что можно сделать в подобном случае? Можно разбить большую задачу выполнить домашнее задание по русскому языку на много маленьких, предложив открыть портфель, достать необходимые учебники и тетради, затем записать «число и домашняя работа» в тетради, открыть учебник на нужной странице и т.д. На каждом этапе ребенок не может не справиться с задачей. Может он открыть портфель? Может! А открыть учебник на нужной странице? Может! Прочитать задание к упражнению? Может! Конечно, этот путь требует от взрослого много выдержки и терпения. Но именно этот путь способен вновь вселить уверенность в маленького человечка, который постепенно проникается ощущением силы по мере того, как у него получается самостоятельно выполнить все новые и новые подзадачи. Здесь важно ребенка поддерживать и хвалить за каждый, даже минимальный, результат.
Сопереживайте, но не проникайтесь сочувствием, пытаясь ему помочь. Трудно найти все слова-признаки в тексте, но мы бодры и полны решимости двигаться дальше. Воздержитесь от попыток уговаривать его делать что-нибудь. Создайте обстановку, в которой ребенку удастся преуспеть, а затем постепенно усложните задачу. Подбадривая его, проявите неподдельную искренность. Смотри, как здорово! Ты очень аккуратно написал это предложение, красиво подчеркнул слова-признаки! Ты сам сделал домашнее задание. Какой ты уже взрослый и самостоятельный!
Через несколько дней или недель уже не потребуется такой дробной постановки задачи. Ребенок будет способен сам сконцентрироваться и от начала до конца выполнить домашнее задание по предмету, потому что теперь он точно знает, что ему эта задача по плечу, а также, что вы в него верите – поддерживаете его, а не жалеете.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии
Здравствуйте, моей дочери 12 лет, учится в 6 классе уроки делает по 6-8 часов, т.е. до 12ч. или до 1 часу ночи. Просмотрела много сайтов, но почему то обсуждается проблема только с детьми начальной школы. Помогите пожалуйста. сколько часов должно уходить на ДЗ в этом возрасте? Спасибо.