«Первооснова для стихов – сильное чувство»
«Первооснова для стихов – сильное чувство»
Карина СЕЙДАМЕТОВА родилась в Новокуйбышевске Самарской области. Окончила Литературный институт им. Горького (семинар Э. Балашова). Автор нескольких поэтических сборников. Печаталась в журналах «Москва», «Роман-журнал. XXI век», «Подъём», «Дон», «День и Ночь» и др. Мастер семинаров поэзии в рамках Форума молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья «Липки» от журнала «Наш современник», совещаний и мастер-классов. Заместитель главного редактора, завотделом поэзии журнала «Наш современник». Лауреат Независимой всероссийской литпремии им. Бориса Корнилова (2021). Живёт и работает в Москве.
– Насколько большой объём самотёка приходит в отдел поэзии «Нашего современника»? Сколько процентов рукописей доходит до публикации?
– Объём приличный. Электронные письма идут непрерывным потоком, не считая писем, приходящих почтой обычной. Что касается публикаций, выбрать процента два – это уже более чем положительный результат. Но абсолютно всё присланное в редакцию внимательно прочитывается нашими редакторами отделов.
– Как возникла идея молодёжного номера?
– Молодёжные номера мы выпускаем с 2006 года. Обычно августовские. Инициатором этой идеи был поэт, публицист Александр Казинцев, много лет проводивший совместно с литературным критиком Сергеем Куняевым семинары молодых писателей. Через эти встречи прошло немало начинающих авторов, шагнувших затем стремительно и уверенно в отечественную литературу: Лена Тулушева, Елизавета Мартынова, Юрий Лунин, Евгений Эдин, Дмитрий Лагутин и другие.
«Наш современник» не ограничивает себя литературной повесткой, будучи органом направления, которое сам создаёт», – говорил Казинцев. Одна из традиций журнала – ставка на русскую глубинку. Это направление было сформировано и отточено ещё в бытность на посту главного редактора Сергея Васильевича Викулова, фронтовика, участника Сталинградской битвы, привлёкшего в журнал Василия Шукшина, Фёдора Абрамова, Евгения Носова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина. С тех пор мы продолжаем знакомить читающую Россию с лучшими образцами отечественной словесности.
– Что наиболее эмоционально затратно для вас? Выстраивание номера, споры с коллегами, преодоление профдеформации в связи с огромным количеством прочитанных текстов?
– Всё просто: важно любить поэзию и хотеть поделиться хорошими стихами с читателями. Когда ты находишь ту самую золотую песчинку – охватывает радость. Вот, например, в 11-м номере мы напечатали Юрия Кабанкова – одного из самых серьёзных и значительных поэтов современности.
– Вы регулярно ездите по стране, проводите литсеминары, часто в тандеме с другими ведущими...
– Основные константы ведения семинаров дуэтом или трио руководителей – благоразумие и способность к диалогу. При наличии хотя бы одного составляющего рабочий процесс не затруднён. А если присутствует всё вышеперечисленное, вести такие мастер-классы одно удовольствие.
Согласна с бывшим ректором Литинститута Сергеем Николаевичем Есиным: научить писать нельзя. Можно научить технике, анализу стихосложения, но литературный талант не заменишь ничем. Моя главная задача на семинарах – не столько указать на очевидные ошибки и недоработки, сколько выявить внутренние проблемы автора и показать пути к их решению. А необходимые правки молодой автор должен вносить самостоятельно – с учётом высказанных на семинаре пожеланий.
– Интенсивно участвуя в литпроцессе, удаётся ли писать?
– Хотелось бы более интенсивной корреляции одного с другим. Но пока это удаётся с трудом, поскольку большая часть времени аккумулируется на журнальной работе. В прошлом году написала всего три стихотворения – они вошли в подборки, опубликованные в журналах «Подъём» и «Дети Ра».
– Лирика – короткое дыхание. Есть ли задумки на тему большой поэтической формы?
– Всегда был интересен герой эпических народных сказаний атаман Ермак, масштаб его личности в контексте истории страны. Материал, надо сказать, непростой, тем паче переложений стихотворного порядка на эту тему хватает, а хотелось бы именно современного осмысления этого образа в нынешних обстоятельствах. Над поэмой про Ермака работаю четвёртый год. Размышляю, кто же он – победитель или побеждённый... Побеждённый в бою, но победитель в историческом пространстве.
– Интересны ли новые литтерритории – проза, критика, драматургия, переводы?
– В 2018 году перевела подборку стихов китайской поэтессы Дай Вэйна, одно стихотворение – «Снег выпал» – опубликовано в «Нашем современнике». Подстрочники сделал профессор Шанхайского университета иностранных языков Чжэн Тиу. В этом году начну работать с подстрочниками известного якутского поэта Гаврила Андросова.
– Карина, особое удовольствие – брать интервью у красивой женщины. А что бы вы сказали о красоте как проблеме?
– Спасибо за комплимент, однако скажу очевидные вещи: «Красота – в глазах смотрящего». Восприятие относительно. Эстетика разнообразна. Поэтому в самой красоте как раз-таки проблемы нет – первоначальный вид чистого искусства. Проблемы могут начаться потом, если кто-то её начинает использовать как инструмент влияния во вред. Да и далеко не всем доступно понять, что это такое – красота. А значит, и по достоинству оценить. Красота чего: природы, человека, поступка? Объективна ли эта красота или плод наших проекций?.. Главное – сохранить балансировку. Хотя разве не красота – регулярно ходить по лесу несколько часов? Так можно и приметить малейшие лесные преображения! Например, когда поздней осенью последние листья кое-где ещё задержались на ветках, а на утро деревья уже прихвачены инеем. Или как солнечный луч пронзает капли древесной смолы, и тогда они расцвечиваются и начинают играть всеми оттенками радуги, или весной, когда змеи греются под робким солнцем. Или когда на подтаявшем насте вдруг увидишь хрупкую бабочку-шоколадницу…
Мне нравится через объектив фотокамеры фиксировать эти малейшие перемены.
– А в чём для вас красота поэзии?
– В искренности, незаёмности. «От сердца к сердцу». Со времён Саади мало что изменилось в первородной основе.
– Что относите к поэтическому допингу?
– Упоение в работе – один из поэтических допингов для писателя. Габриэль Гарсиа Маркес считал, что вдохновение приходит во время работы.
У поэта первооснова для стихов – сильное чувство. Предположим, после расставания. Впечатления копятся – затем прорываются стихи. К свеженаписанному в течение 2-3 недель возвращаюсь для редактуры. Бывает, пробую 7-8 вариантов текста, ищу, вышагиваю неделю напролёт нужное слово – пока не устроит результат.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива К. Сейдаметовой
Комментарии