Первая учительница
Первая учительница
У меня дочь-первоклассница, в школу пошла с радостью, но как-то быстро энтузиазм угас. Сначала она говорила, что ей сложно высидеть 40 минут – и смену отношения к учёбе я списывала на это, но потом стала замечать, что дочь боится... Очень переживает, если не записала домашнее задание или не может его сделать из-за отсутствия тетради, сильно волнуется, если не знает, будет завтра физкультура на лыжах или в зале. Просыпается в пять утра, чтобы повторить стих, хотя это можно было сделать по дороге в школу. Раньше не замечала за ней такой мнительности. Ещё дочь говорит: учительница у неё очень строгая, она кричит на детей.
Это и хочу обсудить с педагогом, но не знаю, каким образом развернуть разговор. Замечу, что классная не очень общительна. За три четверти только раз провела собрание, просит родителей не провожать детей до кабинета, лишний раз её не беспокоить. Если вечером (до десяти) сообщаю о том, что ребёнок заболел, она потом высказывает, что её так поздно тревожить нельзя. Со мной и нашим дедушкой, который часто приводит и уводит внучку в школу, подчёркнуто резка. Как же она тогда ведёт себя с детьми? А ведь это первая учительница...
Разговор с учителем требует серьёзной подготовки. Необходимо для себя определить, для чего он затевается, что в результате должно измениться. Из письма становятся наглядными несколько беспокоящих вас моментов: во-первых, дочери тяжело 40 минут сидеть на уроке; во-вторых, она боится ошибиться; в-третьих, ей не нравится классный руководитель; в-четвёртых, учитель имеет свои границы и отстаивает их. Первые три пункта сами по себе не фатальны, хотя и не особо приятны. Последний – в небольшой степени имеет отношение к дочери, поэтому оставим его за скобками.
Девочке может быть трудно сидеть на уроке как минимум по двум причинам, лежащим на поверхности: у неё есть неврологические сложности, которые мешают сосредоточенно работать, и урок построен без учёта возрастных особенностей семилетнего ребёнка. Первоклассники не могут писать целое занятие, даже половину урока им это делать проблематично, поэтому раз в несколько минут учитель меняет вид деятельности.
Боязнь ошибиться (дидактогения), как правило, развивается у ребёнка в том случае, когда за промах, недочёт он бывает жестоко наказан. Такая боязнь развивается обычно, когда его прессуют с двух сторон: учитель ругает за ошибки, родители – за отметки как показатель безошибочных действий. Оказавшись между молотом и наковальней, ребёнок принимает решение – не совершать никаких действий, чтобы не ошибиться. Но у вашей девочки силы ещё есть, она может встать ни свет ни заря, чтобы повторить задание и снизить вероятность промаха. Она борется.
Для первоклассника первая учительница становится очень значимой фигурой, равной родительской. Поэтому очень важны хорошие взаимоотношения ребёнка с учителем – на их фоне легче и лучше учиться. Иногда родители обижаются, когда видят восхищение чада педагогом. Но восхищение только во благо.
Обозначить что-то из перечисленного как проблему в разговоре с учителем – с большой долей вероятности получить конфликт, явный или скрытый. Поэтому я бы предложила построить своё обращение к классному руководителю как запрос на экспертное мнение, подстроиться снизу. Есть то, что в действиях и поведении дочери вас беспокоит: она утратила школьный энтузиазм, тревожится по поводу выполнения заданий, поэтому вы обращаетесь к учителю, её опыту и мастерству; вы внутри ситуации, взволнованы и встревожены, опасаетесь наломать дров, но готовы заниматься проблемой и помогать своему ребёнку под мудрым руководством педагога. В таком случае конструктивный диалог вполне может состояться и отношения учителя и ученицы могут измениться, например, за счёт того, что педагог будет более внимательным к девочке, мама которой так полагается на её авторитет.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото из открытых источников
Комментарии