• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 22:12 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    22.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Ошибаться – значит учиться

    Ошибаться – значит учиться


    Нам в этом году идти в школу. Не представляю, как мой ребенок будет там учиться. Кажется, он ничего не может запомнить с первого раза, сделать с первой попытки. Без моей помощи ничего не может сделать. Он самый неуклюжий ребенок из всех, кого я видела. Как он сможет справляться с заданиями учителя в школе и не делать ошибок?

     

    В том, что ребенок ошибается, нет ничего страшного, если, конечно, его ошибки не связаны с какими-либо проблемами со здоровьем. Такие сомнения поможет развеять консультация у квалифицированного невропатолога.

    Ошибки, которые совершает ребенок, могут стать как бесценными источниками его опыта и новых знаний, так и причиной его переживаний, сомнений и неуверенности в себе. Чем станут для ребенка его ошибки, целиком и полностью зависит от действий, которые предпринимают родители в ответ на детские оплошности.

    Итак, как помочь ребенку выйти победителем из непростой для него ситуации, если он ошибся и сам это видит?

    Когда ваш ребенок ошибается, лучше выразить ему сочувствие, чем делать суровое замечание. Ребенок видит, что оплошал, ему и так несладко. Родитель, выражающий в этот момент порицание, усиливает психологический дискомфорт ребенка в разы. Если вместо сочувствия в такие минуты ребенок сталкивается с гневом или раздражением родителя, он приходит к вполне закономерному выводу, что своих ошибок лучше взрослому не показывать и по возможности сваливать вину на других.

    Никому из родителей не доставляет удовольствия быть свидетелем неудачи ребенка. Тем не менее, мы порой даем им столько различных указаний, как уберечь себя от неудач, что это, в конце концов, сбивает их с толку. Часто мы сами ставим под сомнение способности детей сделать что-либо успешно без нашей помощи. Таким образом мы делаем ребенка зависимым от нас, помогаем ему приобрести стратегию уклонения от усилий.

    Дети с подобной стратегией стараются излишне подчеркнуть свои слабости и зачастую убеждают нас в том, что они глупы и неуклюжи. Нашей реакцией на такое поведение может быть жалость по отношению к ним. Но этим мы оказываем ему медвежью услугу, потому что, чувствуя жалость по отношению к себе, ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости и никчемности. Постепенно это ощущение приобретает все больший размах: «В конце концов, какой смысл что-то вообще делать, если все равно у меня не получится», – думает такой ребенок, становясь более пассивным.

    Приведу несколько советов, сводящих к минимуму значимость совершаемых ребенком ошибок и повышающих пользу, которую он может из них извлечь:

    1. Если у ребенка что-то не получилось, особое значение придавайте тому, как это можно сделать в следующий раз. Вы помогаете ему осознать возможность второй попытки, шанса, который можно использовать для достижения своей цели, учите вариативности поведенческих стратегий. Кроме того, ребенок поймет, что отказ от задуманного или сваливание своей вины на других не приведут к решению проблемы.

    2. Отделяйте поступок от того, кто его совершил. Свое недовольство выражайте таким образом, чтобы помочь ребенку осознать, что дело не в том, что вы не любите его, а в том, что вас не устраивает его поведение. «Я сержусь на тебя, когда ты забываешь о своих домашних обязанностях!» А не: «Ты плохой мальчишка!»

    3. Задавайте вопросы. Спокойно и ласково. Они помогут вашему ребенку понять причину его неудачи и самому догадаться, как следует сделать это правильно: «Что нового ты узнал для себя?», «Что можно сделать иначе в следующий раз?», «Что произойдет, если…?» Лучше делать это в ненавязчивой форме, без претензии на то, что вы хотите преподать ребенку урок.

    Вера в силы ребенка, готовность и желание помочь ему, но не сделать что-либо за него, обязательно помогут малышу учиться на своих ошибках, со временем совершая их все меньше и меньше.

    Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    341 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    402 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    361 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1152 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    441 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    598 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное