Ошибаться – значит учиться
Ошибаться – значит учиться
Нам в этом году идти в школу. Не представляю, как мой ребенок будет там учиться. Кажется, он ничего не может запомнить с первого раза, сделать с первой попытки. Без моей помощи ничего не может сделать. Он самый неуклюжий ребенок из всех, кого я видела. Как он сможет справляться с заданиями учителя в школе и не делать ошибок?
В том, что ребенок ошибается, нет ничего страшного, если, конечно, его ошибки не связаны с какими-либо проблемами со здоровьем. Такие сомнения поможет развеять консультация у квалифицированного невропатолога.
Ошибки, которые совершает ребенок, могут стать как бесценными источниками его опыта и новых знаний, так и причиной его переживаний, сомнений и неуверенности в себе. Чем станут для ребенка его ошибки, целиком и полностью зависит от действий, которые предпринимают родители в ответ на детские оплошности.
Итак, как помочь ребенку выйти победителем из непростой для него ситуации, если он ошибся и сам это видит?
Когда ваш ребенок ошибается, лучше выразить ему сочувствие, чем делать суровое замечание. Ребенок видит, что оплошал, ему и так несладко. Родитель, выражающий в этот момент порицание, усиливает психологический дискомфорт ребенка в разы. Если вместо сочувствия в такие минуты ребенок сталкивается с гневом или раздражением родителя, он приходит к вполне закономерному выводу, что своих ошибок лучше взрослому не показывать и по возможности сваливать вину на других.
Никому из родителей не доставляет удовольствия быть свидетелем неудачи ребенка. Тем не менее, мы порой даем им столько различных указаний, как уберечь себя от неудач, что это, в конце концов, сбивает их с толку. Часто мы сами ставим под сомнение способности детей сделать что-либо успешно без нашей помощи. Таким образом мы делаем ребенка зависимым от нас, помогаем ему приобрести стратегию уклонения от усилий.
Дети с подобной стратегией стараются излишне подчеркнуть свои слабости и зачастую убеждают нас в том, что они глупы и неуклюжи. Нашей реакцией на такое поведение может быть жалость по отношению к ним. Но этим мы оказываем ему медвежью услугу, потому что, чувствуя жалость по отношению к себе, ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости и никчемности. Постепенно это ощущение приобретает все больший размах: «В конце концов, какой смысл что-то вообще делать, если все равно у меня не получится», – думает такой ребенок, становясь более пассивным.
Приведу несколько советов, сводящих к минимуму значимость совершаемых ребенком ошибок и повышающих пользу, которую он может из них извлечь:
1. Если у ребенка что-то не получилось, особое значение придавайте тому, как это можно сделать в следующий раз. Вы помогаете ему осознать возможность второй попытки, шанса, который можно использовать для достижения своей цели, учите вариативности поведенческих стратегий. Кроме того, ребенок поймет, что отказ от задуманного или сваливание своей вины на других не приведут к решению проблемы.
2. Отделяйте поступок от того, кто его совершил. Свое недовольство выражайте таким образом, чтобы помочь ребенку осознать, что дело не в том, что вы не любите его, а в том, что вас не устраивает его поведение. «Я сержусь на тебя, когда ты забываешь о своих домашних обязанностях!» А не: «Ты плохой мальчишка!»
3. Задавайте вопросы. Спокойно и ласково. Они помогут вашему ребенку понять причину его неудачи и самому догадаться, как следует сделать это правильно: «Что нового ты узнал для себя?», «Что можно сделать иначе в следующий раз?», «Что произойдет, если…?» Лучше делать это в ненавязчивой форме, без претензии на то, что вы хотите преподать ребенку урок.
Вера в силы ребенка, готовность и желание помочь ему, но не сделать что-либо за него, обязательно помогут малышу учиться на своих ошибках, со временем совершая их все меньше и меньше.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии