Никуда «Ералаш» не денется!
Никуда «Ералаш» не денется!
«Мальчишки и девчонки, а также их родители…» – эти позывные уже более тридцати пяти лет собирают у экранов всех, кто любит развлекаясь – учиться, учась – развлекаться. На прошлой неделе встреча с «папой» и главным редактором, сценаристом и режиссером «Ералаша» Борисом ГРАЧЕВСКИМ состоялась в Доме ученых.
– Вы думаете, если я делаю такой веселый киножурнал, то люблю поднимать людям настроение? Ошибаетесь. Я люблю портить настроение! Хотите, испорчу? – начинает Борис Юрьевич и с гримасой на лице произносит: – А послезавтра в школу!
По залу разносится разочарованное гудение, но ребята наперебой тянут руки, чтобы выйти на сцену и принять участие в шуточном кастинге актеров. Их совершенно не страшат «опасности», о которых предупреждает Грачевский. Например, рассказанная им история о девочке, в течение трех дней питавшейся кашей и возненавидевшей манку на всю жизнь. Ведь сюжет, идущий считанные минуты, снимался три дня! Бывают в «Ералаше» и каскадерские трюки, и действия, приравненные по сложности к трюкам, – поцелуи. Но детей не испугать! И главный редактор подарил им около часа удовольствия, показав, как он выразился, новое, свежее, вкусное – ведь в арабском языке «ералаш» означает смесь мелко нарезанных сладких фруктов.
А после Борис Грачевский лаконично, смешно и серьезно отвечал на многочисленные вопросы журналистов. Он признается, что кино для него и работа, и хобби. В общем, вся жизнь.
– Борис Юрьевич, не так давно вы попробовали снять серьезную полнометражную картину «Крыша»…
– Мне не нравится глагол «попробовал». Я хотел снять эту историю и снял. Называю ее «АнтиАватар», потому что эта картина про тех, кто живет среди нас, про обыкновенных девчонок, которым предстоит хлебать эту жизнь… Но надо смотреть фильм, чтобы у зрителей было собственное мнение.
– Знаю, что «Ералаш» по началу задумывался для десятилетних, но позже вы эту планку повысили.
– Наоборот, понизили. Открою секрет: мы начинали снимать, обращаясь к десятилетним детям, боясь за счет маленьких потерять средненьких. Сегодня смотрят и пяти-, и даже трехлетние, и что-то там понимают. Поумнел зритель. А взрослые – как смотрели, так и продолжают. Верхнего предела не существует.
– Сегодня мы увидели очень хорошую подборку, но мне кажется, был период, когда уровень «Ералаша» съезжал…
– Никогда этого не было. В каждом временном отрезке есть золотые зернышки, есть средние, есть не очень удачные. И поверьте, ваших детей новые выпуски будут веселить и смешить гораздо больше тех, которые вы смотрели, будучи детьми. Сегодня это подтвердила реакция зала. Ребятишки смеялись именно в тех местах, где мне бы хотелось.
– Ощущаете конъюнктуру в детской киноиндустрии?
– Конъюнктуру чувствуют редко. Всегда привожу печальный пример – передача «Спокойной ночи, малыши!». Она чудовищно устарела. Когда тридцать с лишним лет назад я начинал писать для «Спокушек» интермедии, еще тогда сказал: «Ребята, уже нет таких кукол. Где вы взяли этого зайчика, медвежонка?» Меня послушали, появилась Каркуша. А теперь можно бы делать в «трехмере» замечательных живых человечков. Да и ажиотаж: «В «Спокушках» покажут мультик!» – уже не повторится.
Если говорить о детском кино, чтобы снять его, нужны большие деньги. Думаете, ребятишки будут смотреть на трехкопеечных монстров из папье-маше, когда есть «Аватар», «Алиса в Стране чудес»? Фильмами без спецэффектов детей сейчас не заинтересовать. Хотя я в детстве заскучал бы на «Аватаре».
– Двадцать пять лет назад «Ералаш» расходился на цитаты. Современные подростки цитируют «Комеди Клаб».
– Потому что чаще видят. Если бы у «Ералаша» было столько времени в эфире! Но это мода, которая пройдет. Я тепло отношусь к ребятам из «Комеди Клаб», они снимались и в «Ералаше». Но кэвээновская школа не сделала их актерами. Представляете, как те же самые миниатюры исполнила бы команда из «6 кадров»? Вот это уровень мастерства!
– На вопрос, кто хочет сняться в «Ералаше», весь зал вскинул руки. А взрослых артистов приходится уговаривать?
– Со взрослыми все так же, как с детьми, – в очередь стоят. Недавно ездил на фестиваль в Благовещенск, и такие знаменитости, как Башаров, Балуев, Добровольская, сами подходили: «Почему меня не снимаешь?» Обижаются.
– В одном из сюжетов снялся
– Нет, Саша уникален. А некоторые «заболевают». Выгнал же я когда-то Сашу Лойе. Уже вся команда с ума сходила. Подходит ко мне его папа и говорит: «Борис Юрьевич, Саша звезда! Почему ему платят как остальным?» Но дело-то не в деньгах…
– А в сценариях недостатка не испытываете?
– С удовольствием берем интересные смешные сценарии. Мы должны подпитываться, работать. Хотя у нас есть постоянные авторы, но бывает, присылают десять историй, а снимаем только одну. Сейчас мне понравился такой сюжет. Все семейство ищет пропавшую собаку, потом вспоминают: «Так нет у нас Шарика и не было никогда!» А сын говорит: «Вот потому и не было!»
– Вы говорили, что для «Ералаша» нет запретных тем.
– Важно, чтобы они были поданы в правильной тональности. Всегда есть грань. Пятнадцать лет валяется сценарий, где два мальчика смотрят в бинокль. Один говорит: «Смотри, Машка кофту сняла». Другой восклицает: «А Ленка юбку!» Так доходит до исподнего. И тут оказывается, что девочки снимают белье с веревки на балконе. Я это не снимаю и не буду.
А помните историю, где мальчик лезет девочке под юбку, а у нее на ноге шпаргалка? Это было снято еще в советские времена. Сценарий долго не давал мне покоя, и однажды меня осенило: нужно акцентировать внимание не на коленке, а на злобной училке. У нее невозможно списать, а значит, все способы хороши.
– О запретных темах: вам не кажется, что сюжет о мальчике, дрессирующем хищных учителей, может повредить авторитету педагога?
– Никакого оскорбления учителей он в себе не несет, если у тех, кто смотрит, есть голова на плечах. Более того, мы закончили сюжет, где мальчику снится, что он фокусник и распиливает учительницу в цирке, а весь зал кричит: «Только не соединяй!»
– Когда ребята вспоминали любимые сюжеты, вы сокрушались: «Что же такое старье смотрите! Ну, в Москве и этого не показывают». Почему?
– Это к Эрнсту вопрос. Раньше отбиваться приходилось. В праздники, между спортивными матчами, до программы «Время» – везде «Ералаш». А теперь семь-восемь раз за год. Это обидно. Мы же много делаем нового, сочного, интересного. Сейчас готов новый яркий блок. За вас обидно, что не видите.
– У вас же есть и концертные программы.
– Раз в год делаем программу в Москве. Это колоссальный труд. Скоро будем работать в шеститысячном зале четыре концерта. Там сплошные премьеры «Ералаша», пересыпанные всякими прикольными номерами, розыгрышами, фокусами. Работают лучшие детские коллективы, циркачи, ну и наши дети, конечно. Ребята потрясающие, теперь вот и я с ними пою.
– А вашему внуку интересно дедушкино творчество?
– Ему всего четыре года. А вот внучка моей сестры периодически снимается в «Ералаше». У нее такая смешная мордочка, что я нарушаю свое правило: родственников не снимать. Люблю яркие запоминающиеся лица.
– Как вы думаете, сколько еще проживет «Ералаш»?
– Пока я не перестану соображать. Очень важно, чтобы тот мальчишка, что сидит во мне и работает главным редактором, не состарился. Часто повторяю: мой возраст не имеет ко мне никакого отношения.
Комментарии